Пластилиновый рогатый

Экологичный, слегка флегматичный - что ни говори, а троллейбус имеет свою особенную, можно даже сказать романтичную ауру. Покорила она в свое время и Владимира Маренина, с детства неравнодушного к транспорту. Как и многие мальчишки, он проявлял интерес и к мотоциклам, и к пожарным машинам, и к грузовикам, но детское увлечение выросло именно в хронологически выверенную коллекцию троллейбусной истории Пензы.

- Эта коллекция уникальна еще и потому, что имеет особое краеведческое значение, - рассказала специалист экспозиционно-выставочного отдела областного Дома народного творчества Нина Мискарян. - В этом и изюминка выставки: автор проследил историю именно пензенского троллейбуса.

Маленькие копии из пластилина детально повторяют нюансы троллейбусов с 1948 года выпуска. Кстати, первый пензенский троллейбусный маршрут станция Пенза-I - мебельная фабрика (завод «Электроавтомат») был торжественно открыт именно 4 ноября 48-го. В России железный рогатый появился за 15 лет до этого - в 1933 году в Москве появились первые троллейбусы ЛК-1, названные в честь руководителя реконструкции Москвы Лазаря Кагановича.

Вообще же идея троллейбуса впервые возникла у Карла Вильгельма Сименса - автора электрического термометра и «дедушки» мартеновской печи. Он же открыл первую в мире линию в 1882 году.

СПЛОШНОЙ АНЕКДОТ

Исторической справкой о жизни троллейбуса Владимир Маренин дополнил свою выставку: более 200 моделей транспорта, включая пожарные машины, мотоциклы, грузовики... Есть даже грейдер! За один вечер увлеченный любитель может создать по две-три знакомые ему модельки, с новыми возится дольше.

Есть среди экспонатов и двухэтажный троллейбус, который из-за неудобства не прижился в практике пассажирских перевозок: пожилым людям карабкаться по высокой лестнице совсем неудобно. Есть здесь и любимый многими пензенцами сочлененный троллейбус, в народе называемый «мама с папой». Теперь их можно увидеть, глядя на старые фотографии или точнейшие пластилиновые фигурки, созданные Марениным.

- Воссозданы детали, кабина водителя - все очень точно. Удивляешься и наблюдательности, умению работать с материалом! - поделилась Нина Михайловна. - Кроме того, чтобы все композиционно объединить, он сделал здание депо, фигурки деревьев и людей.

Действительно, все выглядит очень аккуратно, а моделька в руках не разваливается, прекрасно держит форму.

— Использовать нужно жесткий пластилин: в работе он податлив, а потом застывает. Мягкий применяется только для придания цвета, - рассказывал перед выставкой Маренин.

Троллейбус и впрямь оказывается самым жизнерадостным и ярким видом транспорта: желтые, голубые, зеленые, красные - такие краски ему не только к лицу, но и к «характеру». Именно троллейбус становится частым героем поистине народных анекдотов. По-доброму смеются и над его скромным видом, и над неспешностью:

— Какой вид транспорта самый быстрый? - спрашивает один другого.

— Конечно троллейбус! Видишь, как бегает на привязи! А если его отвязать?

СЕРЬЕЗНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ

В общем, отношение в народе к нему - любовное. Вот и в книге отзывов немало указаний, что самым любимым транспортом, связанным с ностальгией по юности, является именно троллейбус:

- Словно побывала в прошлом! Спасибо за воспоминания!

- Если есть возможность, стараюсь ездить на троллейбусе, - признаются многие гости выставки.

До этого умелец выставлялся только в родном цехе ВЭМа, где работает уже многие годы. А в музейно-выставочном центре Дома народного творчества выставка Маренина оказалась поистине народной: люди проявляют живой интерес и приходят полюбоваться на пластилиновые экспонаты. Школьников особенно удивляют мелкие детали, вылепленные с заботливой скрупулезностью.

Началось же увлечение реконструкцией техники с детства: мальчику дядя дал в руки пластилин и рисунок троллейбуса. Создав по нему фигурку, ребенок увлекся. - Постепенно модельки усложнялись, вместо нарисованных окошек стали вылепляться детали. Для этого пришлось тщательно изучать старые фотографии, собрав их целый архив. Настоящая исследовательская работа! При этом за признанием автор не гонится: для него независимо от внимания лепка остается любимым хобби, которым он занимается без устали.

Впереди у Маренина новые творческие планы: в 2018 году пензенский троллейбус отметит свое 70-летие, и наверняка к этой дате Владимир Дмитриевич придумает что-нибудь интересное. На радость себе и всем любителям рогатого.

Анна Шаровская

«Любимая газета», № 4, 28 января 2016 г.

30 января 2016, 14:22

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024