Долгие годы Музея одной картины

День рождения Музея одной картины - весомый повод, чтобы вспомнить историю и имена тех, кто причастен к его созданию. Все это так. И все-таки изюминкой памятной даты стало воспоминание о человеке, который не был ни музейным работником, ни идейным вдохновителем данного начинания, ни даже живописцем, работы которого здесь могли выставляться. Оно - о журналисте Владимире Мышинском.

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ

Хотя, пожалуй, живописцем он и был. Но только для читателей, которые благодаря его статьям могли даже спустя много лет оказаться там, в 1983 году, возле «аккуратного домика, что весело глядит на улицу Кирова, около памятника первопоселенцу нашего края»... Именно Владимир Мышинский впервые осветил открытие уникального не только для Пензы, но и для всего мира Музея одной картины. А потому уже третий год один из сеансов в день открытия музея, 12 февраля, посвящается памяти Владимира Сергеевича.

Его глазами читатель 33 года назад увидел именитых гостей открытия:

На временно сооруженную площадку поднимаются первый секретарь обкома КПСС Ф. М. Куликов, второй секретарь обкома КПСС Г. В. Мясников, начальник управления учреждений изобразительных искусств Министерства культуры РСФСР В. П. Воробьев, директор Ленинградского государственного Русского музея Л. И. Новожилова, заведующие отделами Третьяковской галереи С. М. Иваницкий и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина В. А. Садков, другие почетные гости и пензенцы» (из статьи B. C. Мышинского «Войди в мир прекрасного» от 13.02.1983, печатается с сокращениями по книге памяти «Живите с улыбкой», составитель А. И. Марынов).

СОКРОВИЩЕ ПЕНЗЫ

Сегодня, пожалуй, уже не встретишь в прессе подобной точности и детальных описаний: круговертью мелькают события, лица, факты. И Музей одной картины чувствует эти перемены на себе, как ни одно другое учреждение культуры. Маленький, камерный, пережив ажиотаж первого внимания, спустя 10 лет своего существования он столкнулся с житейскими «капризами» публики и времени.

И об этом тоже писал Владимир Сергеевич: «Первый же просмотр буквально ошеломил зрителей. Помню, в какой глубокой задумчивости, абсолютной тишине подходили люди к картине, всматривались в каждую ее деталь, веселые лица сибиряков, во всю эту атмосферу разудалого русского праздника.

А потом были полотна Н. Н. Ге, «Сватовство майора» П. А. Федотова, «Вечерницы» И. Е. Репина, «Весна» А. А. Пластова, «Шинель отца» В. Е. Попкова. Даже ежедневный шестиразовый показ не мог вместить всех желающих, заявки подавались на несколько месяцев вперед.

...Но пять лет сплошных восторгов и плотного потока зрителей вскоре сменились охлаждением к уникальному явлению в культурной жизни нашего города. Все реже стали поступления из лучших художественных хранилищ России, поубавился интерес к музею городских и областных властей» (из статьи B.C. Мышинского «И чувства добрые...» от 12.02.1993, печатается по книге памяти «Живите с улыбкой», составитель А.И. Марынов).

Прошло еще 23 года. С нами нет ни Владимира Сергеевича, который мог бы и сегодня напомнить, сколь ценным сокровищем владеем мы, пензенцы, ни Валерия Петровича Сазонова, благодаря которому это сокровище во многом сумело вообще дождаться нашего редкого внимания.

МЫ ТАМ БЫЛИ!

Гостями особого сеанса стали участники проекта «Дети Войны».

Для них - рассказ о том, как возникла идея Музея одной картины, как она воплощалась и как дожила до наших дней.

- Инициатор создания музея, второй секретарь Пензенского обкома партии Георг Мясников взял ее идею из романа Д. Гранина «Картина», - выступила директор музея Екатерина Фокина. - Затем он уверился в ней, посетив выставку в Манеже: картин было очень много и, присев отдохнуть, Георг Васильевич оказался напротив одной из картин. По возвращении в Пензу он понял, что именно она осталась в его памяти лучше, чем все остальные.

Свое предложение о создании особенного музея Г. В. Мясников озвучил директору картинной галереи Валерию Сазонову:

- Согласись, когда ходишь по большому музею, очень много всего красивого. Запомнить хочется все, но это просто невозможно! И, выходя из большого музея, ловишь себя на мысли, что в голове просто каша... Давай откроем такой музей, чтобы у зрителя была возможность побыть наедине с одной картиной, чтобы она осталась в памяти на долгие годы.

Комментируя эти рассказы, некоторые гости вечера с радостью вспоминают:

- Да, да, народу было очень много! - делится пожилая дама.

- Картину Сурикова «Взятие снежного городка» я уже видела. Но здесь это было нечто совершенно потрясающее! Вся изюминка была даже не в ней самой, а в сопровождавшем ее рассказе.

Сыграло подобное впечатление особую роль и в судьбе директора музея Екатерины Фокиной:

- Мы пришли сюда с классом: выставлялось полотно Ильи Репина «Вечорницы». Оно буквально поразило меня... Каково же было мое впечатление, что, придя работать в музей, эта картина снова «приехала» к нам!

ПРОСТО ПРИЙТИ...

Привлекавшие некогда зрителя записи и слайды сохранились в архиве до сих пор. Правда, не в лучшем виде, и восстанавливать их уже вряд ли кто-то возьмется. По словам Екатерины Валерьевны, также вряд ли здесь еще появятся шедевры из Русского музея и Третьяковки - слишком велики затраты по страховке. Поэтому будем любоваться своими сокровищами: сейчас в экспозиции «Портрет В. Д. Римской-Корсаковой» кисти Ф. К. Винтерхальтера, а осенью его сменит другая картина из собрания Пензенской картинной галереи.

И все-таки наш музей остается особенным.

- Мы были приятно удивлены, когда узнали, что находимся на третьем месте в рейтинге самых необычных музеев мира, по версии журнала Forbes. На первом - музей Луны в Стокгольме, второй - Туринский музей плащаницы. А значит, по-прежнему остается редчайший повод прийти сюда, поддержав уникальный объект культуры.

Напомнила об этом и директор музея, зачитав обращение-письмо Мышинского Валерию Сазонову:

- Дружище! Извини нас, пожалуйста, что мы, обычные люди, оставили тебя наедине с твоими проблемами. Обязательно завтра соберу свою семью и пойду в Музей одной картины.

Анна Шаровская

«Любимая газета», № 7, 17 февраля 2016 г.

22 февраля 2016, 14:34

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024