Растишь ребенка, учишь, а он попадает в среду, где видит другие ценности, сталкивается с необходимостью выживать... И ему приходится к этому приспосабливаться. Неужели все «воспитательные устремления» идут насмарку?
Комментирует психолог Сергей Соколов:
- Здесь принцип прост: если хорошему не учат, то плохому учатся быстрее. Задача семьи: подготовить к жизни таким образом, чтобы реалии не шокировали. Ребенок должен знать, что у него всегда есть выбор: да, некоторые люди курят, пьют, дебоширят, но это имеет свои последствия.
То есть отказываться от этих «соблазнов» (которые станут таковыми только в силу запретности) нужно учить сознательно, а не бессмысленно запрещая.
Многие родители опасаются, что дело дойдет до вседозволенности - и ребенка потеряют. Поэтому ребенок должен с детства отличать, что такое хорошо и что такое плохо, противостоять этому нужно учиться сызмальства. Все зависит от среды, в которой растет человек.
Важно донести мысль, что «у нас в семье принято вот так, и для нас это хорошо, но есть семьи, где принято другое». Очертить рамки приемлемого очень важно, и тогда они уберегут ребенка сильнее всяческих запретов. Тогда и шансов найти «своих» будет гораздо больше.
Если же возникают серьезные угрозы психическому благополучию, жизни или здоровью ребенка, то противостоять им должны родители, причем в организованной форме. Серьезные конфликты, положение изгоя, блокировка интересов, угроза растления - в подобных ситуациях оставлять чадо наедине с проблемой преступно, необходимо принять конкретные продуманные меры, чтобы оградить его от тяжелого травматичного опыта.
Анна Шаровская
«Любимая газета», № 20, 18 мая 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024