По пути в Салолейку решил остановиться в Усть-Каремше. Здесь на пригорке красовалась побеленная пятикупольная церковь, и проехать мимо такой красоты было невозможно. Разговорился с церковной старостой Антониной Земляковой.
Выяснилось, что Вознесенской церкви больше ста лет. В годы лихолетья ее закрыли и устроили зернохранилище. В 1990-е прихожане отвоевали свою святыню.
«Все, что здесь есть, сделано нашими руками, - с гордостью показывает убранство Антонина Ивановна. - Собирали деньги, покупали иконы, утварь. Вот два купола уже сделали, на большее средств нет».
Главная достопримечательность местного прихода - икона Богородицы «Достойно есть» («Милующая»), с которой связана любопытная история. Когда-то она висела в храме, но в советские годы ее унесли в один из домов, где использовали... как своеобразный половичок, вытирая о перевернутый ликом вниз образ ноги.
И так долго это было, что сменилось несколько поколений. А не так давно доску подняли и поняли - это икона. Вот только разобрать, что на ней написано, было невозможно.
«И оттирали ее, и чистили - все без толку, - разводит руками собеседница. - А потом решили омыть водой из Салолейского источника. И случилось чудо! Образ начал светлеть, и на нем проступил лик Божией Матери».
С родником у тети Тони связана еще одна история. Как-то раз ей принесли икону, которую нашли в поле. Женщина решила оставить образ дома.
Спустя некоторое время Антонина Ивановна заболела, и в очередном забытьи привиделась ей Богородица, которая шепнула женщине: «А ты, матушка, отнеси икону в церковь».
Утром Землякова ополоснула образ водой из родника (она здесь в каждом доме) и пошла в храм. На следующий день хворь как рукой сняло.
Пока мы спускались к источнику, не переставали любоваться природой. Посреди лесного массива - обширная поляна, которую разделяет овраг. Здесь с отвесной стены каменистого грунта вытекают десятки больших и малых ручьев, сливающихся в один поток. Эти ручьи и называются Салолейкой.
По легенде, три века назад по этой глуши проходил тамбовский монах Серафим, искал уединения для молитв и покаяния. Красота окружающих мест настолько впечатлила монаха, что решил он выстроить здесь скит и часовню.
Серафим собрал по окрестным деревням единомышленников и приступил к делу. И все стало лепо и благообразно, да вот случилась беда.
«Есть версия, что отряд разинцев под командой Василия Уса, заплутав в лесах, случайно вышел к монастырю, - рассказывал мне краевед Владимир Поляков. - Разбойники ворвались в кельи, стали грабить ценности.
Лишь единицы успели укрыться в тайных пещерах. Несколько дней казаки гуляли, дуваня добро. Затем загрузили золото на лодку, а сорок монахов, которые препятствовали лихоимству, порубили саблями. Уходя, бандиты сожгли монастырь...»
После этой лесной трагедии и случилось необъяснимое: из берегов оврага, где казнили непокорных старцев, одновременно забили струи сорока родников. Народ сразу признал их целебную силу, и люди стали считать источник святым.
Историки с легендой не согласны и фактами опровергают предание. Но в нашей жизни существует много необъяснимого.
Счет тех, кто излечился водой из родников, идет на сотни. А в засушливые годы люди из окрестных селений на коленях ползли к источнику и молились о дожде. Как уверяют местные, ливень не заставлял себя ждать.
В 1959-м после указания из Москвы родники попытались закрыть для общего доступа. Решением местных властей устроили пчельник (слава Богу, что пчельник, в других местах области в источники вываливали навоз и мусор) и выставили охрану.
Однако после запрета количество паломников только увеличилось. Сейчас на Троицу и Богоявление, чтобы окунуться в святую воду Салолейки, надо отстоять в очереди несколько часов кряду. Так велик поток желающих.
Пока мы набирали поистине сладкую воду, разговорились с трактористом Александром Бердниковым. Он тоже заполнял флягу. «Вода стоит от Крещения до Крещения, - сказал Александр. - Все местные ею пользуются. А сейчас из-за паломников не протолкнуться. Из Мордовии, Москвы, Самары, Саратова едут...
Зимой даже вытаскивать их автобусы не раз приходилось. Я не против, дело-то богоугодное. Беда в другом. С той стороны горы дорогу делали и сдвинули пласт. Нарушили что-то. Вот и родников теперь уже не сорок, и льется вода слабее. Надо остановить любые работы, а то вода может совсем уйти».
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 25, 19 июня 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024