Пенза мучительно ищет свой бренд

По итогам минувшего года в конкурсе «Город России - национальный выбор» Пенза заняла «почетное» 72-е место из 81-го. Ныне мы опять далеко не в лидерах. Почему так? Нужен ли Пензе собственный бренд и что им может быть?

Над этим мы предложили поразмышлять участникам круглого стола «МЛ»: литературоведу Валерию Сухову, художникам Борису Качеровскому и Денису Коробкову, преподавателю ПГУ Святославу Мурунову, блогерам Дарье Лайко и Юлии Егоровой, члену молодежного правительства Пензенской области Наталье Левиной.

♦ Сегодня на промежуточном этапе конкурса мы замыкаем третий десяток, а впереди нас такие города, как Чебоксары, Майкоп, Нальчик... Почему, с точки зрения интернет-пользователей, Пенза не самая узнаваемая и привлекательная?

Святослав Мурунов: «Старые символы города, выработанные в эпоху социализма, уже не вызывают патриотизма у большей части пензяков, а новых пока нет. То, что у нас строятся всевозможные ФОКи, стадионы, концертные залы и филармонии, весьма далеко от символов Пензы. Это культурный уровень, который должен быть в любом уважающем себя городе.

Символы должны быть связаны исключительно с культурой и людьми, создающими славу краю. Но сегодня умные и талантливые предпочитают уезжать туда, где есть возможность проявить себя и получать достойное вознаграждение за свой труд. А без них мы потихонечку деградируем. Чего уж тут о высоком говорить? Дворы в грязи погрязли. Какой уж тут национальный выбор!»

Дарья Лайко: «Давайте вспомним, что недавно чиновники родили еще один перл: Пенза - самый приятный для жизни город. Бред какой-то! Чем приятный? Километровыми пробками? Абсолютно безликой архитектурой? Более чем скромными заработками? Если сейчас накрутить голосование на эту тему, я думаю, чиновники почешут свои затылки. А квасной патриотизм уже никому не нужен!»

♦ Недавно стало известно, что в нашей губернии разрабатывается новый бренд. Условное его название «Пенза - открытая территория». Что вы думаете по этому поводу?

Юлия Егорова: «Очень хотелось бы знать, кто участвует в разработке этого бренда. Если мне не изменяет память, никаких публичных предложений об участии в данном конкурсе нигде не сообщалось. Значит, дело опять отдано на откуп чиновникам? Но аппарат, работающий за деньги и пытающийся угодить начальству, ничего путного не предложит!»

Святослав Мурунов: «Пока не будет выстроен диалог между властью и народом, ничего не случится. За 20 лет абсолютного правления чиновничьего аппарата власть разучилась слышать людей. И как следствие - люди не хотят слышать призывы властей. Чиновники не доверяют профессионалам, не делегируют им полномочий, а сами делают все крайне ужасно!»

♦ Чтобы иметь хорошие шансы в вышеназванном конкурсе, нужно обладать неповторимым культурным наследием. А есть ли у нас этот колорит?

Валерий Сухов: «Значимых для российской истории имен у нас хватает. Только давайте не будем все время тасовать одну и ту же колоду. Бесспорно, Лермонтов, Куприн, Ключевский, Мейерхольд и другие - это здорово. Да только жизнь не стоит на месте!

Почему мы не вспоминаем поэта и писателя Анатолия Мариенгофа, который почти в каждой своей книге добрым словом вспоминает Пензу? В этом году исполняется 100 лет со дня рождения поэтессы Матрены Смирновой. Ее «Милая роща» вполне может стать одним из брендов города.

В 2013-м исполнилось бы 80 лет писателю и краеведу Олегу Савину. Это он открыл для нас десятки имен наших прославленных земляков! Список современников, давших повод для гордости любому городу, можно продолжить. Суть в другом. Видимо, это никому не нужно».

Борис Качеровский: «Сказано очень точно. Не могу не привести показательный пример. Когда в Пензе подняли вопрос об установке памятника величайшему писателю-сатирику Михаилу Салтыкову-Щедрину, а он почти два года возглавлял у нас казначейство, то один из чиновников от культуры выдал примерно следующее: «Так он же Пензу опозорил! Смеялся над ней, ее нравами, бытом, укладом жизни. Не надо нам таких памятников!»

Вот и выходит, что как назвал Михаил Евграфович нас городом Глуповым, так мы им по воле начальников и остаемся».

♦ В чем сегодня заключается любовь к своей малой родине?

Денис Коробков: «Чем гордиться либо нет - каждый решает сам. Но без воспитания чувства вкуса, культуры ничего не выйдет. Если с детских лет ребенок видит однообразные и унылые стены в детском саду, потом в школе и так далее, о какой гордости и любви может идти речь?

На носу 350-летие города, а что от него осталось? Что показывать молодежи? Низкий поклон Георгу Мясникову, бывшему второму секретарю областного комитета КПСС. Это по его инициативе построены крепостной вал, открылся музей одной картины, заработал кукольный театр, переехала картинная галерея. Это он выпестовал музеи Ключевского и Мейерхольда.

И если уж вышло так, что старых зданий почти не осталось, тогда давайте гордиться нашими земляками».

Наталья Левина: «Любовь к родине должна заключаться пусть в небольших, но делах, а не в словах. Когда молодые люди убирают мусор и грязь с берегов Суры и приводят в порядок загаженные горожанами места отдыха, это и есть непоказная любовь к родному краю.

Хотя по большому счету этим должны заниматься коммунальные службы. Когда пензяки по велению сердца собирают деньги, продукты, медикаменты на создание и содержание приюта для животных - это лыко в ту же строку. А пускать фейерверки - последнее дело».

Владимир Вержбовский, Динара Шадыханова

«Молодой ленинец», № 15, 9 апреля 2013 г.

11 апреля 2013, 11:51

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024