21 мая 2013 года. В одну из пензенских больниц родители привезли 14-летнюю девочку. Врачи констатировали сотрясение головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму, перелом позвонка, а также ссадины рук и ног. Девочку избили ее же подруги, с которыми она разругалась.
28 июня 2013 года. Стало известно еще об одном инциденте, произошедшем в детском лагере в Нижней Елюзани. На этот раз жертвой сверстников стал 10-летний мальчик. Двое держали, а третий избил его так, что ребенок получил серьезную черепно-мозговую травму. Он уже перенес две операции. О вопиющем случае уже рассказали все центральные телеканалы.
2 июля 2013 года. В городскую полицию поступило сообщение о том, что на стадионе на улице Клары Цеткин были избиты двое подростков. Один из них был доставлен в больницу с сотрясением головного мозга и травмой черепа.
Немотивированная детская жестокость просто ужасает. Что происходит? И почему наши дети стали такими агрессивными?
На эту тему на очередном круглом столе «МЛ» мы говорили с ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по Пензенской области Олегом Бабкиным, практикующим психологом Еленой Афониной, психотерапевтом областной наркологической больницы Ильей Ланом и преподавателем ППИ им. В. Г. Белинского ПГУ Владимиром Очкиным.
♦ Если дела у нас обстоят так неблагополучно, то сам собой напрашивается извечный русский вопрос: кто виноват?
Олег Бабкин: «В вышеназванных случаях есть дети как из неблагополучных семей, так и из вполне успешных. Есть древнее правило педагогики: не воспитывайте детей, изменяйте себя. Это я к тому, что в современной суматошной жизни родители почти не уделяют времени собственным чадам.
В итоге их главные воспитатели - ТВ, Интернет, то информационное пространство, которое насыщено насилием и агрессией. Такие учителя вряд ли посеют в их душах разумное, доброе, вечное».
Елена Афонина: «Только сорняки растут сами, хорошее надо долго культивировать. У нашего общества резко упал порог чувствительности: мы едим, моем посуду, разговариваем под телевизионную программу, где сплошняком показывают кровавые убийства, и никого это не тревожит. А ведь нормальному человеку подобное смотреть невозможно! А подростки - это вообще зеркала или губки. Впитывают в себя все, что происходит у них на глазах».
Илья Лан: «Подростковая агрессивность заложена природой. В этом возрасте они, как правило, самоутверждаются. Драки были во все времена, но я согласен с Еленой - цивилизация деградирует. Кто-то мог себе представить, что в Лондоне посреди бела дня цинично, словно барана, зарежут бывшего солдата, и это покажут все телеканалы мира!
То же самое с ливийским повстанцем, который вырезал и съел сердце своего противника, боевиками в Сирии, которые отрубают головы католическим священникам и поедают внутренности убитых солдат! Куда катиться дальше? И чего нам требовать от подростков? Так и хочется сказать: «Светлое будущее уже миновало».
Владимир Очкин: «Более важного вопроса, чем формирование подрастающего поколения, нет. И осознать значимость проблемы должны в первую очередь наверху. Который год идут реформы в образовании? А для чего, кто-нибудь задавался этим вопросом? Что мы хотим получить на выходе? Это в целом! В частности же, хочу заметить: чтобы водить мотоцикл, надо выучиться и сдать экзамены, а ребенка воспитывать, получается, учиться не надо?!
Вспомним советское прошлое: Пенза - город 100 подростковых клубов. Ребята всегда находили занятие по душе и всегда были при деле, да и под присмотром воспитателей. А сегодня есть множество ФОКов, да только пустуют они.
Большинству родителей не по карману платить требуемую сумму. И дети слышат, как дома их мамы и папы клянут всех и вся. Страшная озлобленность на постылую жизнь - повседневное явление в 90% российских семей. Откуда доброте-то взяться?»
Илья Пан: «Может быть, мы зря столько говорим о доброте, отзывчивости, гостеприимстве русского человека. Эти качества давно утеряны! А ведь еще в 1950-х годах в подъездах домов вечерами не запирались двери и соседи запросто ходили друг к другу.
Во дворах играли в лапту, волейбол, домино. Ставили на окно первого этажа радиолу и устраивали танцы. Даже праздники отмечали совместно. Все это видела ребятня и воспитывалась на этом примере. Героями были космонавты, полярники, военные, врачи.
Сейчас кумиры те, кто растолкал локтями ближних, нагадил на нижних и карабкается по их телам вверх. А постулаты великих педагогов сегодня никому не нужны. Не востребованы ни власть предержащими, ни обществом».
♦ Второй исконный вопрос: что же делать?
Елена Афонина: «В первую очередь взрослый должен задаться вопросом, как я себя в этом обществе ощущаю? Если мне что-то здесь не нравится, надо подумать, как изменить ситуацию? Не получается самостоятельно - обращайтесь к психологам. С подростками дело обстоит сложнее: самостоятельно выбраться из проблем они вряд ли сумеют.
Неумолимая статистика говорит, что жертвами насилия становятся дети с явной предрасположенностью к этому. Поэтому родители должны взять за руку любимое чадо и бежать к специалисту. Иначе забьют окончательно. Жаль, что многие отмахиваются от проблемы, дескать, само рассосется.
Классический пример: когда я проводила семинар для родителей с проблемными детьми, на него записались 28 взрослых, а пришли лишь трое. Да и те ждали мгновенного результата, как в магазине при покупке товара или в парикмахерской. Заниматься детьми систематически не хочет никто. Делайте выводы».
Илья Пан: «У нас две беды: дети, которые предоставлены сами себе, и дети, которых, по мнению родителей, надо довести до пенсии, а дальше они как-нибудь сами. Сегодня даже есть такой термин - выученная беспомощность.
Сначала его тянут в школе, потом в институте, затем пристраивают на работу, а вот позаботиться о себе великовозрастный балбес не может: ни картошку пожарить, ни носки постирать, ни посуду вымыть!
Правда, слава Богу, начали появляться и положительные примеры. Насколько мне известно, в школе №65 несколько лет назад отцы всерьез занялись воспитанием своих детей.
Там создали туристический клуб и в выходные и летом проводят время в походах. А кто может быть лучшим примером для мальчика, чем его собственный отец? Резюме одно: пока за дело не возьмутся взрослые, ситуация не поменяется».
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По данным СУ СК России по Пензенской области, за 5 месяцев 2013 года в отношении несовершеннолетних возбуждено 4 уголовных дела по статье 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью); 1 - по статье 105 УК РФ («Убийство»); 10 - по статьям 161 - 163 УК РФ («Грабеж», «Разбой» и «Вымогательство»).
За этот же период в Пензе совершено шесть преступлений с причинением вреда здоровью несовершеннолетними.
Владимир Вержбовский, Динара Шадыханова
«Молодой ленинец», № 28, 9 июля 2013 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024