В Пензенской области около 400 садоводческих товариществ и 250 тысяч огородников. С какими проблемами сталкиваются сегодняшние дачники, почему все меньше среди них остается энтузиастов и чем сердце успокоится - об этом корреспондент «МЛ» поговорил с председателем регионального Союза садоводов России Еленой Храмцовой и ее единомышленниками.
ПАХАТЬ ИЛИ ОТДЫХАТЬ?
«Дачники заметно стареют, - вздыхает Елена Ивановна. - Все больше среди нас пожилых. И покинуть свои дачи они готовы только вперед ногами... Например, мои соседи по фазенде - 86-летние старики, внук им грозится «закатать дачу в асфальт», но они стоят до последнего и теперь даже живут там.
Почему молодежь отказывается заниматься огородом? Думаю, дело в дефиците свободного времени. Сегодня все стремятся к комфорту: купить машину, сделать ремонт в квартире, вот и приходится работать сутками.
А дача нуждается в уходе, наскоками в выходные мало чего добьешься. Другая причина - лень: любые овощи и фрукты можно купить в магазине (вопрос только - какого качества?). А еще теперь дачи не раздают бесплатно, как в середине прошлого века и в 80-е».
Вообще, раньше для многих дача была единственным подспорьем, чтобы не существовать, а хоть как-то жить. Елена Ивановна вспоминает, как всем своим знакомым раздавала семена сахарной свеклы. Из нее делали цукаты, которые заменяли детям конфеты и сахар...
Сейчас у людей есть выбор. Но у некоторых с советских времен остается по нескольку участков. Так и появляются заброшенные дачи, за которые теперь люди просто дерутся: многие смекнули, что на даче необязательно пахать, а можно просто отдыхать. Востребованность хороших дач выросла в несколько раз по сравнению с предыдущими годами.
Поэтому, например, в совхозе «Заря» благоустроенную дачу в 10 соток с домом и хозпостройками можно купить почти за 2 миллиона рублей! Заброшенная дачка обойдется гораздо дешевле: за 50-70 тысяч. По этой же причине еще пять лет назад участки в СНТ «Каланча» можно было купить за 75 тысяч, а сейчас они стоят уже от 800 тысяч рублей.
ВОРЫ ОБНАГЛЕЛИ
«У нас в товариществе из 427 участков обрабатывается чуть больше ста, - рассказывает дачница СНТ «Малая Валяевка» Клавдия Балашова. - А ведь в начале 90-х свободного клочка земли не было, соседи из-за межи ругались.
Почему побросали дачи? Участки хорошо подчищаются посторонними: и баки для воды уносят, и цистерны срезают, и урожай собирают. Первые огурцы и ягоды приходится буквально караулить. У многих руки опускаются. С воришек спрос крохотный, штраф заплатил - и опять бедокурь».
Дачница Татьяна Шот своими глазами видела, как преступники поставили машину между участками и из каждой фазенды закидывали в кузов капусту с огородов тружеников. Воры сразу находят сбыт своему товару, их с радостью ждут перекупщики на арбековском рынке и возле магазина «Океан».
А чтобы не прилагать лишних усилий, во время сезона ягод обнаглевшие до крайности любители поживиться за чужой счет вырубают целые кусты смородины и крыжовника, чтобы не обирать их, а сразу отрясти.
И, конечно, с дач тащат инвентарь, посуду, бочки... Пункты сбыта цветмета будто нарочно прямо на въезде к дачам.
«А ведь садоводы-огородники - это главное подспорье областного сельского хозяйства! Поэтому я хочу через газету привлечь к проблеме внимание чиновников минсельхоза! - негодует Татьяна Шот. - Многие выращивают на своих сотках достойный урожай, остаются излишки. А наш регион ежегодно испытывает дефицит картофеля. Так почему бы осенью не организовать централизованную скупку продукции у дачников?»
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ
Еще одна причина дачных неурядиц в Сурском крае - отсутствие средств на развитие садовой инфраструктуры. Труженики садоводческого тыла остались один на один со своими проблемами. Расчистить дорожки зимой, покосить бурьян летом только на отчисления владельцев участков - в основном пенсионеров - миссия невыполнимая.
«Увы, наш регион дотационный, - объясняет Елена Храмцова. - В бюджете области ни строчки не заложено на нужды дачников. И понятно, что для строительства дороги к дачному участку никто деньги с другой сферы, например, медицины не снимет.
Вот и приходится выкручиваться самостоятельно, а чтобы проложить свет и воду к участку, нужно 25-30 тысяч рублей. Но если останутся участки совсем без воды, их вообще побросают, поскольку без полива урожая не жди».
Впрочем, по словам главной дачницы губернии, есть и луч света в этом темном царстве. Некоторые дачные массивы сегодня возрождаются.
«Три года назад ко мне обратились двое предпринимателей с просьбой помочь им в оформлении документов на СНТ «Росинка плюс», чтобы восстановить статус юридического лица.
Спрашиваю, а зачем вам это? Они объяснили: там наши дачи, и мы хотим сохранить их для своих детей. А место было убогое, разграбленное, всего около 20 дачек. Сейчас же в «Росинке плюс» уже порядка 250 человек, на днях им должны провести свет».
МЕРТВЫЕ ДУШИ
Надо признать, что некоторые попытки государственных деятелей вернуть дачников на свои участки дали определенные результаты. Дачная амнистия, упрощающая порядок регистрации наделов, закон о сельскохозяйственных землях, стимулирующий заниматься садоводством, прописка на даче - все это пошло делу на пользу.
«Что касается прописки, то процесс идет: люди уже живут на дачах на Барковке, в Ахунах, в Калиновке, - подтверждает Елена Храмцова. - Порядок оформления документов сведен к минимуму. Главное, чтобы дом был готов к проживанию зимой, были свет и вода».
Что же касается изъятия заброшенных садовых участков, то таких случаев в Пензенской области пока нет. Это очень сложная процедура, а ее механизм недостаточно четко прописан в законах.
Между тем в поиске владельцев бесхозных участков заинтересованы даже рядовые дачники. Это решение проблемы пожароопасной ситуации в массиве, борьба с сорняками и единственная возможность возрождения товариществ.
Но и здесь все упирается в деньги. В прошлые годы в региональном управлении Росреестра председателю садоводческих товариществ давали сведения о владельцах заброшенных участков бесплатно. А теперь за выписку нужно заплатить 200 рублей. Сумма, на первый взгляд, небольшая, но если требуется разыскать около 300 дачников, то это уже, извините, 60 тысяч рублей!
Мертвые души мешают спокойно жить дачникам-труженикам. Создают проблемы не только своим бурьяном и долгами по взносам, но и тем, что тормозят выбор председателя садоводческого товарищества. Согласно действующему законодательству выборы председателя могут состояться только если на собрании присутствует 51% дачников...
«В первую очередь власти должны помочь дачникам в строительстве дорог, - считает Елена Храмцова. - Хотя бы строительный мусор, что ли, отдавали товариществам, чтобы в дачных массивах становилось меньше грязи.
Дачи, действительно, огромное подспорье для региона. Они дают экологически чистые фрукты и овощи, а это уже решение проблемы продовольственной безопасности. Работа на свежем воздухе - единственная здравница для малообеспеченных граждан. Это и трудовое воспитание молодежи, и подготовка кадров для аграрной сферы!»
Эти слова Елена Ивановна говорит с полным знанием дела: у ее внучек - трехлетней Кати и 13-летней Насти - свои грядки на участке, за которыми они с удовольствием ухаживают и получают завидный урожай.
Глядя на них, соседские девчонки и мальчишки тоже стали возделывать свои надельчики и хвалиться успехами друг перед другом.
Динара Шадыханова
«Молодой ленинец», № 21, 20 мая 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024