«Сообщаем: срок поверки приборов учета холодной и горячей воды в вашей квартире истек. Вам необходимо установить новый прибор учета воды. В противном случае расчет платы за услуги водоснабжения будет производиться по нормативу потребления. Просим вас своевременно проводить поверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) с последующей опломбировкой».
Подобные сообщения приходят в эти дни многим жителям Пензы. «МЛ» решил выяснить, всегда ли при истечении срока поверки нужно ставить новый прибор учета, в каких случаях вообще требуется замена ИПУ и должны ли потребители платить за установку, замену и опломбировку счетчиков.
ПОВЕРКА ИЛИ ЗАМЕНА? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!
«Производить замену счетчиков на воду следует, когда прибор вышел из строя или же при истекшем сроке его службы, - говорит эксперт «МЛ», начальник юридического отдела Ассоциации потребителей Пензенской области Юлия Васильева. - Срок службы указывается в паспорте прибора учета и в среднем составляет 12 лет!»
К использованию допускаются ИПУ, которые прошли поверку в соответствии с требованиями законодательства об обеспечении единства измерений. Это требование пункта 81 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ № 354.
А теперь давайте разбираться в терминах. Поверка счетчика - это, проще говоря, его проверка на соответствие установленным техническим требованиям.
Межповерочный интервал - разрешенный срок эксплуатации измерительного прибора, во время которого его показания считаются точными. Межповерочный интервал также указывается в техническом паспорте водомерного устройства и составляет обычно всего пять-шесть лет.
«Обратите внимание, что межповерочный интервал не имеет никакого отношения к сроку службы прибора учета, - говорит Юлия Васильева. - И если поверка прошла успешно и срок службы прибора еще не истек, то счетчик менять не нужно».
Правда, на практике бывает так, что счетчик с истекшим межповерочным интервалом проще заменить, нежели делать его поверку. Дело в том, что поверка проводится не на дому, а в специальной метрологической лаборатории.
Следовательно, вам нужно будет для начала прибор учета снять, перекрыв в квартире воду, затем на 5-10 дней отвезти его в лабораторию. При этом плата за воду в этот период вам будет начисляться по среднемесячным показаниям.
Если специалисты не забракуют прибор учета, то вы сможете использовать его еще четыре (на горячую воду) или шесть (на холодную воду) лет. Если же счетчик забракуют, вам придется ставить новый.
«Если у человека есть время, он может провести поверку и при этом сэкономить в деньгах, - говорит Юлия Васильева. - Стоимость поверки составляет порядка 60% от стоимости установки или замены прибора учета.
Если же дорога каждая минута, то, разумеется, проще сразу сделать замену. Ее специалисты произведут за один визит. Кроме того, есть возможность установить более современную модель счетчика с большим поверочным интервалом».
ТРЕБУЙТЕ БЕСПЛАТНОЙ ОПЛОМБИРОВКИ
Отметим, что потребитель должен платить за установку, замену и поверку приборов учета воды, а вот ввод их в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы. Такой порядок прописан в пункте 81.9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354.
«Он был введен достаточно недавно - с сентября 2013 года, - поясняет начальник юридического отдела областной ассоциации потребителей Юлия Васильева, - а до этого несколько лет потребителям в России приходилось с помощью суда и прокуратуры доказывать свое право на получение подобной услуги бесплатно».
В Правилах предоставления коммунальных услуг сказано, что прибор учета также опломбируется управляющей компанией или ТСЖ бесплатно. Исключение составляют случаи, когда опломбирование производится повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
«К нам поступало довольно много заявлений от граждан, с которых необоснованно взимали плату за опломбировку приборов учета воды, - рассказала руководитель пензенского управления Федеральной антимонопольной службы России Оксана Кузнецова. - К сожалению, по ряду из них мы вынуждены были отказать в проверке, поскольку заявители не смогли представить никаких документов, подтверждающих факт.
Обычно в заявлении мы просим указать, к какой управляющей компании относится многоквартирный дом, а также представить документы, подтверждающие право собственности на квартиру, заявление на опломбирование, квитанцию об оплате этой услуги либо отказ управляющей компании в бесплатной опломбировке».
Пензенское УФАС считает, что каждая управляющая организация занимает доминирующее положение в пределах обслуживаемой территории. Проще говоря, один собственник не в состоянии и не вправе отказаться от услуг управляющей компании, если его что-то не устраивает, поскольку она выбирается на один год. И получить подобную услугу в другом месте он не может.
Именно поэтому УФАС может привлечь управляющие компании к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
«Подобные случаи у нас были, - продолжает Оксана Николаевна. - Штраф в соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административном правонарушении РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» составляет от 300 тысяч до 1 миллиона рублей».
Один нюанс. По закону опломбирование прибора учета осуществляется той организацией, которая является исполнителем коммунальных услуг. Это ее непосредственная обязанность. Но бывает и так, что представители управляющей компании или ТСЖ говорят собственникам, что у них нет соответствующего специалиста, и отсылают граждан в частную контору, которая, разумеется, проводит опломбировку за деньги.
«У нас было несколько заявлений, когда с гражданина брали деньги за опломбирование, - приводит пример Оксана Кузнецова, - но, когда мы провели проверку, оказалось, что деньги человек заплатил не своей управляющей компании, а подрядчику, который не является исполнителем коммунальных услуг по договору. Применить к нему санкции мы не можем».
«Молодой ленинец», № 22, 27 мая 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024