Орган и призрак

Пензенский орган уникален — второго такого в мире не существует. Инструмент стоимостью 250 млн рублей сначала полностью собрали в Германии, сделали необходимые чертежи и схемы, затем снова разобрали, упаковали в отдельные коробки и по частям привезли в Пензу.

Орган — огромный организм. 9 метров в высоту, 10 — в длину и 3 — в ширину. Внутри — несколько своеобразных этажей и 3 200 труб. Такими органы были и века назад, но сейчас в помощь исполнителю добавилась электронная начинка.

Пару лет назад такое никому из пензяков и в голову бы не пришло, но факт остается фактом: концерты органной музыки становятся у нас все более популярными! Совсем недавно, в «Ночь искусств», Органный зал пережил самое настоящее нашествие ценителей прекрасного. В итоге органисту Александру Новоселову пришлось давать четыре концерта вместо одного, чтобы удовлетворить потребности всех пришедших в пензенскую филармонию меломанов.

В свои 30 лет Александр Новоселов успел стать признанным мастером игры на таком уникальном инструменте, как орган, не только в России, но и за границей. И пусть сам он родом не из Пензы, но именно с Александром заключили договор руководители «Пензаконцерта». А то ведь новое здание филармонии отгрохали, огромным инструментом на 45 регистров Органный зал оборудовали - кто-то же должен теперь привести этот смелый для провинциального города проект в движение!

«В отличие от одноклассников в музыкальную школу г. Кирова меня мама с папой не отводили - я сам туда пришел, - улыбается Александр Новоселов. - Заглянул из любопытства и... записался на класс фортепиано. Для многих музыкальная школа была мучением, я же от своих сначала неумелых, а затем все более профессиональных экзерсисов испытывал огромное наслаждение.

Затем были Кировский колледж искусств и нижегородская филармония, где я и познакомился с органом. И влюбился в этот инструмент с первого взгляда: он поразил меня своей мощью, звуками, которые никого не оставят равнодушными».

Александру Новоселову посчастливилось сыграть на многих органах, в том числе в знаменитом Домском соборе в Риге. Это самый большой инструмент из тех, на которых доводилось играть музыканту. В России же самый мощный орган установлен в Кафедральном соборе Калининграда, в нем 100 регистров.

Ну а самый большой орган в мире находится в универмаге Macys в Филадельфии. Музыкальный инструмент под названием Wanamaker Grand Court Organ был изготовлен для Всемирной выставки 1904 года. Однажды его попробовали включить на полную мощность, и в торговом центре вылетели все стекла. После этого уже не рисковали.

Органы поражают наше воображение не только музыкой, но и своим необычным декором — от аскетизма до необычайной роскоши. В отделке используют и ценные породы древесины, и золото, и фарфор, и мрамор...

«Больше всего органов в Германии, — говорит музыкант. — Там они установлены едва ли не в каждом соборе. А иногда даже и в небольших старинных церквях. Когда я был на мастер-классах в одном из немецких городков, мне разрешили сыграть на органе в местной церкви. Но только после захода солнца, когда для прихожан церковь уже закрывалась. Мол, возьмешь ключи у сторожа и играй хоть до восхода солнца.

К храму приходилось идти через старинное кладбище, да и в самой церкви находились древние захоронения — прямо под плитами центрального прохода. А если добавить к этому сумрак — в целях экономии электроэнергии мне разрешили включить всего пару лампочек, то сами представляете, какие ощущения я испытал, коснувшись клавиш!»

Мало того, Александру Новоселову рассказали историю о призраке первого местного органиста, игравшего в этом храме около 200 лет назад. Якобы он умер прямо во время исполнения одного из самых известных произведений Баха для органа — токкаты и фуги ре-минор. По словам жителей городка, призрак музыканта до сих пор напоминает о себе тем или иным способом.

«Каждый раз, играя в полутемной церкви, я невольно вспоминал эту легенду. И в последнюю ночь, которую должен был провести за старинным инструментом, отчетливо почувствовал на себе чей-то взгляд, от которого по коже побежали мурашки. Легко понять, почему я решил не задерживаться здесь.

Но самое жуткое ждало меня впереди!

Уже запирая дверь храма, я услышал изнутри вступление того самого произведения Баха — токкаты и фуги ре-минор. Хотите верьте, хотите нет — у меня волосы на голове встали дыбом. В общем, я так припустил от церкви, что пришел в себя только через пару кварталов, возле дома, где меня поселили.

Уснуть в ту ночь мне так и не удалось, а с первыми лучами солнца я отправился отдавать ключи от церкви. Про историю с музыкантом-призраком я никому не рассказывал, чтобы не стать объектом насмешек. Уже потом мне в голову пришло: а вдруг это был розыгрыш? Сначала меня запугали страшными сказками, а затем разыграли! Немецкое чувство юмора...

От такой версии стало как-то спокойнее...»

Яков Белкин

«Молодой ленинец», № 46, 18 ноября 2014 г.

20 ноября 2014, 14:16

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024