В этом году российские школьники будут уже в седьмой раз сдавать в штатном режиме Единый государственный экзамен. Почему в штатном? Потому что начиная с 2003 года выпускники сдавали ЕГЭ в рамках эксперимента.
На этот раз госэкзамен станет испытанием для более чем шести тысяч выпускников пензенских школ. Самым популярным предметом по выбору остается обществознание, на втором месте физика, на третьем - биология и история.
20 СТОБАЛЛЬНИКОВ
«С каждым годом единый государственный экзамен совершенствуется, - утверждает главный специалист-эксперт управления развития образования регионального министерства образования Ольга Богданова.
- При составлении контрольно-измерительных материалов учитывается мнение учителей-предметников, преподавателей вузов и школьников. К примеру, в этом году по инициативе ассоциации учителей математики ЕГЭ по этому предмету разделили на базовый и профильный уровень.
Благодаря ЕГЭ многие выпускники школ, учившиеся в отдаленных поселках, смогли поступить в престижные вузы. Еще одним плюсом я считаю упрощение процедуры сдачи экзаменов. Во многих вузах вообще не нужно сдавать вступительные экзамены. Достаточно представить результаты Единого госэкзамена. А многие выпускники могут подать результаты экзаменов сразу в несколько вузов.
Каждый школьник выбирает для себя те задания ЕГЭ по тому или иному предмету, которые ему под силу. Так, чтобы получить минимальное количество баллов, выпускнику достаточно выполнить задания с кратким ответом. Но если он собирается поступать в вуз, то и уровень его знаний должен быть выше. Если школьник желает получить максимальное количество баллов, то должен справиться со всеми заданиями базового, повышенного и высокого уровня сложности с кратким и развернутым ответами. Кстати, в прошлом году в регионе было 20 стобалльников, и это хороший результат!»
А ГДЕ ЖЕ СОБСТВЕННАЯ МЫСЛЬ?
Споры вокруг целесообразности проверки знаний с помощью ЕГЭ не смолкают. Причем если раньше претензии к госэкзамену высказывали в основном лирики, то теперь к ним присоединяются и физики.
«В гуманитарных науках главное - это изложение собственных мыслей, а задания ЕГЭ предлагают лишь выбор из нескольких вариантов, - говорит кандидат исторических наук, доцент, преподаватель ПГУ Оксана Милаева. - Понятно, что таким способом гуманитарное мышление только купируется, а не развивается.
Выбор краткого ответа вместо рассуждения не учит школьников ни говорить, ни думать, ни мыслить, ни рассуждать.
Я считаю, что школа должна быть самостоятельным звеном, а не ступенью для поступления в вуз. Далеко не все школьники обладают способностями учиться в высших учебных заведениях, а ЕГЭ дает возможность поступить практически всем.
Отбор абитуриентов практически не осуществляется, особенно это касается специальностей, которые не пользуются популярностью. В результате уже который год подряд ряд студентов отсеивается после первой же зимней сессии.
На мой взгляд, за 12 лет проведения Единого госэкзамена его форма и структура в лучшую сторону не изменились. Ежегодно видоизменяются задания по тем или иным предметам, но внутренне и содержательно сама процедура не корректируется. Постоянно ужесточается лишь организационный момент: установка металлоискателей на входе в аудиторию, видеокамеры, глушилки сотовых телефонов.
Одной из благих целей введения ЕГЭ называлась такая: открыть провинциальным мальчикам и девочкам дорогу в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Но дело в том, что в такие вузы мало поступить. Родителям придется еще и содержать ребенка в мегаполисе. А сельским семьям и многим городским это не под силу. Чтобы содержать себя, таким ребятам придется работать, а сегодня совместить работу с нормальной учебой практически нереально.
Судя по студентам, которые приходят в наш вуз последние три-четыре года, падение интеллектуального уровня налицо. У них совершенно утрачены навыки беглого чтения, которые оттачиваются еще в начальной школе.
Выход из данной ситуации вижу в том, чтобы вернуть старую систему оценки знании - сдавать итоговые экзамены в школе для получения аттестата, а для поступления в вузы проходить отдельное испытание. Нельзя совмещать выпускные и вступительные экзамены из-за разных требований к уровню знаний у школ и вузов.
Несколько слов хотелось бы сказать и о введении итогового сочинения как допуска к ЕГЭ. Мне очень жаль тех школьников, которые попали под этот эксперимент. Их же с начальных классов натаскивают на тестовую систему оценивания знаний, поэтому писать сочинение они уже разучились.
Именно это поколение ЕГЭ становится профнепригодным, так как на работе не приходится заполнять листок с тестом. Например, менеджеру нужно защитить проект, а он и двух слов не может связать, потому что его не научили разговаривать...»
«Одна из причин того, что я оставил педагогическую деятельность, - это снижение интеллектуальных возможностей и способности анализировать у студентов, - подключается к разговору доцент кафедры философии и политологии ПГПУ Владимир Очкин. - Допускаю, что это плоды ЕГЭ, где школьников натаскивают на выбор заранее подготовленных ответов.
В прошлом году мне попались контрольно-измерительные материалы по обществознанию. Когда я начал отвечать на вопросы, то понял, что в их формулировке и при подборе ответов отсутствует логика, а на тот или иной вопрос порой подходят все варианты ответа.
ЕГЭ - это не тот путь, который совершенствует уровень образования подрастающего поколения. Весь смысл образования свелся к погоне за высокими баллами».
СМОТРИ В ГЛАЗА?
«На тестах построена американская система образования, так как там принято минимизировать личное общение, - говорит психолог областной психиатрической больницы им. Евграфова Сергей Соколов. - А вот нам, россиянам, идти по такому пути очень тяжело, так как от всех европейских стран мы отличаемся высоким уровнем духовности. Не зря же говорят, что у русских открытая душа.
На любом экзамене, когда мы отвечаем преподавателю устно, то видим его реакцию - правильно мы говорим или нет. Педагог глазами, поведением и мимикой подтверждает или опровергает правильность наших мыслей. К тому же в живом общении возможны наводящие вопросы.
А когда ты один на один с листком бумаги, у многих крышу сносит, так как они не уверены в верности своего решения. А металлоискатели и видеокамеры нагнетают еще больше трагизма.
К несчастью, специалисты, которые выходят из стен вузов после тестовой системы обучения, не умеют общаться, а став руководителями, не могут объяснить подчиненным поставленные задачи».
Динара Шадыханова
«Молодой ленинец», № 19, 12 мая 2015 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024