Какие ассоциации у вас вызывает слово «спецшкола»? Углубленное изучение иностранных языков? А теперь к прозе жизни: спецшкола - это центр образования № 1 г. Пензы. Здесь на путь истинный наставляют мальчиков и девочек из проблемных семей, с которыми не справились в обычной школе. Большинство учащихся - жертвы педагогически несостоятельных родителей...
ТРЕБОВАНИЯ ТЕ ЖЕ, ПОДАЧА ДРУГАЯ
В нашем городе это единственное учреждение образования, специализирующееся на трудных подростках. Небольшое двухэтажное здание из белого кирпича спряталось между домами на улице Воронова. Сегодня здесь обучаются 302 ребенка. 30% состоят на учете ПДН - они особенно склонны к правонарушениям, среди них много неуравновешенных и отстающих.
Подопечными центра образования эти дети стали из-за того, что не ходили в школу, демонстративно игнорировали замечания учителей и родителей. Причем не стоит считать, что в это учебное заведение попадают только дети из семей алкоголиков. Здесь учатся и те, чьи родители - люди обеспеченные и даже уважаемые. Вот только в погоне за материальным благополучием они не нашли времени поговорить по душам со своим ребенком.
Жил в СССР великий педагог Антон Макаренко. Он создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей и разработал уникальную систему работы с трудными детьми. В итоге отпетые малолетние преступники становились героями Великой Отечественной и даже Героями Советского Союза! Антон Семенович доказал своим трудом, что такое возможно.
Однако современных трудных подростков отработанными годами педагогическими технологиями уже не возьмешь - другие времена, другая страна, другие люди. Поэтому основная задача специализированного учреждения - помочь детям поверить в себя - решается педколлективом в режиме постоянного поиска.
«В нашей школе есть несколько форм обучения: компенсирующее, очно-заочное и заочное, - говорит и. о. директора центра образования № 1 Ольга Бирюзова. - Последнее возможно только в 10-11-м классе. Эта форма позволяет ребятам учиться и работать одновременно».
В школу принимаются дети начиная со второго класса (пока здесь всего один такой ребенок). В основном переводятся учащиеся 7-8-х классов. Количество детей в группах в несколько раз меньше, чем в обычных школах: так проще усваивать материал. Трудятся здесь только опытные педагоги, молодых специалистов можно пересчитать по пальцам.
«У нас дети обучаются по индивидуальному плану, но это не значит, что они получают меньше знаний, - продолжает Ольга Владимировна. - Программа обучения такая же, как и в других школах. Школьники сдают ГИА и ЕГЭ, никаких поблажек нет.
Отличаются только приемы подачи знаний. Ведь заинтересовать таких детей непросто! Помимо привычных школьных предметов, в расписание входят занятия с психологом, который корректирует поведение школьников, учит их общаться друг с другом. Также с детьми занимаются соцпедагоги. Они контролируют положение дел в семьях».
Большинство учеников завершают свое образование после 9-го класса, и, чтобы дети не оказались брошенными на произвол судьбы, в дополнительную программу включены занятия в центре технологического обучения. А теперь самое интересное: учат там не только на парикмахера и повара. Но и на... бизнесмена! Кто хочет, вполне может освоить азы предпринимательства.
ТЫ МОЖЕШЬ!
Учащиеся переводятся в центр по заявлению родителей. Чаще всего из-за конфликтов в прежней школе. При поступлении вся семья в обязательном порядке проходит консультацию психолога. В большинстве своем новобранцы школы - подростки с низкой учебной мотивацией, психически неустойчивые, непредсказуемые в своих поступках, агрессивные.
«Учитывая особенности этих детей, наша задача - создать для них комфортные условия, повысить их самооценку, нацелить на успех, - подчеркивает зам. директора по воспитательной работе Анжелика Блохина. - Убеждаем каждого: «Ты можешь! У тебя все получится!» - и ребятишки действительно берутся за учебу.
В обычной школе немало успешных детей, которые все схватывают на лету. А детям, которые от них отстают, автоматически достается ярлык неудачника.
Они не могут угнаться за хорошистами и отличниками из-за социального одиночества - мама работает допоздна и не может проверить уроки - или в силу своей медлительности.
И дети выбирают роль хулиганов, мол, раз уж за вами все равно не угнаться, устрою-ка я вам веселую жизнь! А в нашем учебном заведении все в равных условиях. Поэтому сразу появляется стимул».
Многие учащиеся школы участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях, пробуют себя в бизнес-проектах. А одна девочка твердо решила открыть свое дело, уже сейчас она подрабатывает в парикмахерской.
Другой пример: в январе этого года в центр образования пришел 15-летний паренек, сменивший уже шесть школ! Парень состоит на учете ПДН за мелкое хищение. Его мама - работящая женщина, живет с гражданским супругом. В семье еще двое младших детей.
Понятно, что мать не может уделять подростку особое внимание. На родительских собраниях ее только ругали, мол, у вас неуправляемый ребенок, ищите другое учебное заведение... Центр образования стал для семьи последним шансом.
«Вы не поверите, мальчика теперь просто не узнать! - говорит куратор группы очно-заочного отделения Наталья Загудаева. - Он не пропускает ни одного занятия, приходит в школу раньше остальных.
ДОСКА ПОЧЕТА
«Нельзя сказать, что все наши выпускники становятся успешными, но положительных примеров много, - говорит Анжелика Блохина. - Один из выпускников теперь мой сосед.
Когда я его встретила повзрослевшим, то просто не поверила, что этот солидный мужчина был нашим подопечным. Он пришел к нам в 7-м классе, худенький, из неблагополучной семьи.
Мама умерла, отец беспробудно пил, решался вопрос о лишении родительских прав. Потом в доме появилась другая женщина, что, конечно же, сказалось на поведении мальчика.
Но парень он был активный, в школе безумно любил ходить на экскурсии на хлебозавод. Сразу заявил, что по окончании учебы будет печь хлеб. Школа помогла ему получить навыки предпринимательства. И все получилось! Сейчас у нашего воспитанника собственное хлебопекарное предприятие, он женат, в семье родился ребенок».
Позитивные эмоции вызывают теперь у педагогов и другие выпускники центра образования. Так, хулиган, красивший волосы во все цвета радуги, стал менеджером в компании по установке натяжных потолков. В его семье растут двое детей.
Другой, тоже примерный семьянин, служит в ОМОНе. Третий умудрился стать известным в Москве стилистом.
Находят свое место под солнцем и представительницы слабого пола. Вот лишь один пример: выпускница получила в школе специальность повара и сейчас трудится в одном из самых престижных ресторанов Пензы.
Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 15, 12 апреля 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024