В Пензе в рамках проекта «Школа родительского мастерства» побывал Сергей Левит - известный в России психотерапевт и психолог.
Его конек - дети, их воспитание и те проблемы, которые проявляются в нашей жизни
через годы из-за родительских ошибок.
«Ребенок не забывает ни одного шлепка. Со временем весь негатив он вернет родителям. Физическими наказаниями вы обеспечиваете себе «нескучное» будущее», - уверен Сергей Валерьевич. Предлагаем вам самые важные тезисы его выступления перед пензенскими мамами и папами.
- «В день ребенку нужны 4 поглаживания для выживания, 8 - для счастья и 15 - для развития. Так что даже если у вас уже сын-подросток, все равно, проходя мимо, потрепите его по плечу или по макушке - это сработает».
- «Если вы говорите ребенку: «Я тебя такую не люблю», «Будешь плохо вести себя - сдам в детдом! (отдам полицейскому или Бабе-яге)», то ставите планку, на основании которой будете его любить только за что-то: когда выучил стишок, когда получил пятерку, когда ведет себя прилично. А детей надо любить безусловно».
- «Детей нужно не воспитывать, а выращивать - окружать любовью и поддержкой, давать возможность самостоятельно набивать шишки, внимательно за ними наблюдая и давая развиваться их талантам. Хочет взобраться на горку сам - не помогайте. Споткнулся - скажите: «Молодец, что удержался». Упал - похвалите: «Как удачно приземлился!».
Но, к сожалению, для многих родителей воспитание - это постановка жестких рамок и высоких планок. Порой доходит даже до психологического насилия».
- «Агрессия в детях всегда возникает в ответ на враждебное отношение к ним в семье. Оно необязательно должно проявляться в виде криков и порки, а может быть завернуто в красивую обертку заботы, когда взрослые вторгаются в личное пространство детей и наводят в нем свой порядок железной рукой. Внутри ребенка сжимается пружина протеста и злости, которая когда-нибудь распрямится.
Признаки скрытой агрессии: ребенок игнорирует ваши просьбы, якобы забывая о них, часто болеет (астма, нейродермит, вегетососудистая дистония), не рассказывает про себя, односложно отвечает на вопросы, обманывает».
- «Почему дети хулиганят? Потому что порой только так могут заслужить любовь. Был у меня клиент, который только в 40 лет понял, почему в детстве был таким неуправляемым озорником. Его старший брат учился на отлично, все похвалы и ласки доставались ему. А этот был заядлым двоечником, в семье стал человеком-невидимкой: о нем вспоминали, только когда он приходил с очередным замечанием в дневнике.
Отец устраивал сыну взбучку, а мать жалела, тут же пекла пирожки, кормила бедолагу и... на время забывала про брата-пятерочника. На безрыбье двоечник довольствовался вот такой выстраданной любовью».
- «У ребенка должна быть своя комната, и она должна служить ему укрытием. Лучше даже поставить шпингалет. Стучитесь, прежде чем войти. И приучайте к этому детей - тогда и ваше личное пространство не будет нарушаться».
- «Не надо требовать от детей пятерок. Так развивается синдром отличника, который очень мешает по жизни. Нездоровый перфекционизм приводит к тому, что человек боится рисковать, браться за интересные сложные проекты, потому что в случае неудачи будет сильно переживать.
Такие люди стоят на цыпочках и пытаются все сделать идеально. Если на работе надо «прыгнуть на метр» - они «прыгают на два» и ждут за это оваций. Человек взваливает на себя работу, которую он не в силах выполнить, и быстро эмоционально выгорает.
Иногда такие люди переносят эти высокие требования на детей: «Ты что творишь, мне же за тебя придется краснеть на собрании!»
Троечникам же жить легче, и потому они чаще выбиваются в начальники и становятся бизнесменами: к критике они привычны и по поводу неудач переживают меньше».
Агата Богданова
«Молодой ленинец», № 17, 26 апреля 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024