Знаете, какую главную ошибку совершил Икар? Он не дружил с парапланеристами. А они бы непременно спасли незадачливого юношу: устроили бы ему инструктаж, выдали надежное крыло, шлем и вариометр. И тогда полет вышел бы не трагическим, а радостным: в облаках и дышится по-другому, и такие виды открываются!.. Главное — места знать.
Ирина Великанова — ювелир. А еще единственная пензенская парапланеристка, которая летает на длительные маршруты. И поэтому ее просят выступать на соревнованиях за другие города. «Конечно, лететь 50 — 60 км непросто, — признается спортсменка. — Но самое сложное в этом деле — добраться обратно. Никогда не знаешь, где именно приземлишься и найдутся ли добрые люди, которые подвезут домой».
Один маршрут (его Ирина летела в Воронеже) она запомнит надолго: села у неизвестной деревни, на просьбу помочь отозвался только 15-летний подросток, который мужественно тащил на себе 20-килограммовый рюкзак Ирины. Вместе в сумерках они искали водителя, который согласился бы отвезти спортсменку. И это в субботу вечером, когда все уже отмечают выходные!.. «Но мир не без добрых людей, нашли одного, — улыбается Ирина. — Самым сложным оказалось уговорить жену отпустить супруга со мной!»
Не всякое приземление происходит в цивилизации. Бесстрашная пензячка садилась и на деревья, и в ледяное озеро, и даже... на электрические провода!
«К счастью, я попала только на один провод, — вспоминает Ира. — Статическое электричество хорошо тряхнуло, но это несмертельно. Сама спустилась. И... меня забрали в полицию. Это кто-то из местных подсуетился — сообщил, что прилетели диверсанты!»
Личный рекорд Ирины Великановой — 80 км непрерывного полета под облаками. Ближайшая цель — побить главное достижение по Пензе (123 км). И хотя общую дальность полетов подсчитать невозможно, время, в общей сложности проведенное нашей землячкой в облаках, поражает: порядка 200 часов. Это же почти десять суток!
Парапланеристу нужна отменная физподготовка: во-первых, снаряжение весит 20 кг (потаскай его по горкам!). Вовторых, в полете устают руки и мозг. Ну и может упасть давление. Поэтому Ирина держит себя в спортивной форме и занимается йогой. Противопоказаний же для полетов практически нет: в небо поднимаются и люди с плохим зрением, и после переломов рук, ног, позвоночника. Опасность травм здесь сведена к минимуму: все нагрузки плавные.
Главное условие — абсолютно трезвая голова (в этом спорте — сухой закон). Начинать летать можно с 16 лет, верхнего возрастного ценза нет. Некоторым пилотам уже за шестьдесят.
Сейчас появились новые модные веяния — паралеты (трехколесные тележки, на них разгоняешься и взлетаешь) и парамоторы (парапланы с мотором, который крепится за спиной, как ранец). Пензяки постепенно осваивают и эти новшества.
«Никакими словами не передашь то ощущение свободы, которое охватывает наверху. Ты забываешь о проблемах, смотришь во все глаза... Хочется петь! Насыщаться адреналином и живительными эндорфинами! И вам всем желаю когда-нибудь это ощутить!» — говорит пензенская ласточка.
Пензенские парапланеристы (а их около сотни) летают в Белинском, Трофимовке, Канаевке, на «Ветерке», под Городищем и в селе Кучки. Правда, все это на уровне хобби. Спортивной федерации в Пензе нет.
Парапланеризм — удовольствие недешевое: новое крыло стоит 1200 — 1500 евро, подвесная система еще 500. Прибавляем к этому запасной парашют за 3 — 6 тысяч рублей, шлем за пять, более или менее сносный комбинезон и приборы. В частности, вариометр — он измеряет высоту и скорость подъема и спуска, по его писку пилот ориентируется в воздушных потоках. Набегает кругленькая сумма, которая как бы намекает: парапланеризм — дело ответственное, и нужно семь раз отмерить.
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец»,№ 26, 28 июня 2016 г
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024