В последний путь его провожал весь Спасск. Почти четыре километра до кладбища гроб с телом погибшего пожарного Сергея Синелюбова несли на руках его школьные друзья, товарищи по аграрному техникуму, коллеги из 47-й пожарно-спасательной части.
На одной из улиц к траурной процессии приблизилась бабушка на инвалидной коляске. Протянув огромный букет астр, сказала: «Положите на могилу Сергея!»
Цветов было так много, что родственники укладывали их в несколько рядов. Хоронили героя со всеми воинскими почестями под гимн Российской Федерации и залпы ружейных салютов. Уже известно, что на здании школы № 1, где учился Сергей Синелюбов, установят мемориальную доску. И все восемь пожарных, погибших в Москве на Амурской улице 22 сентября, представлены к награждению орденами.
СТАТЬ ПОЖАРНЫМ НАПИСАНО НА РОДУ
«Когда Сережа учился в пятом классе, он вместе с ребятами поехал на экскурсию в «Тарханы». И там рядом с часовней в церковной лавке решил купить себе иконку Сергия Радонежского, - еле сдерживает слезы мама героя Валентина Владимировна. - Но буквально перед ним они закончились. Тогда сын спросил: «А какие образки еще есть?» Ему ответили, что «Неопалимая Купина». Сережа ее и приобрел. И не расставался с этой иконой (с давних времен пожарные считают ее своей покровительницей - Прим. ред.) никогда. Видно, стать пожарным ему на роду было написано».
«Я и не знаю, почему Спасск городом считается, - пожимает плечами старший брат Сергея Алексей. - Если у нас сейчас тысяч десять живет, то это здорово. На плаву, пожалуй, пара предприятий, а значит, работу найти крайне сложно. Вот и уезжает молодежь на заработки в столицу.
Поэтому и Сережка подался в Москву, где с 2008 года служил в 47-й пожарной части. Начинал рядовым, а погиб уже прапорщиком. Был награжден ведомственной медалью МЧС «Маршал Василий Чуйков», на оборотной стороне которой значится «За заслуги в укреплении гражданской обороны».
Женился он у нас в 2010-м почти сразу после моей свадьбы. У его жены Светланы уже подрастал Миша, а Сережин сын Артемий родился 28 июня 2011 года. Брат усыновил Михаила и любил обоих мальчишек одинаково. В этом году уже два раза наведывался в Спасск - весной и летом».
ТРАГЕДИЯ В СТОЛИЦЕ
Склад пластиковых изделий на улице Амурской загорелся вечером 22 сентября. Огонь стремительно объял помещения. Площадь пожара разрослась до 4 000 квадратных метров. Пожару был присвоен четвертый, предпоследний уровень опасности. В его тушении участвовали почти 50 единиц техники и более 250 сотрудников пожарно-спасательных подразделений.
Расстояние до ближайших жилых домов было не более 500 метров, но главная опасность заключалась в том, что в помещении хранились газовые баллоны и емкости с аммиаком, которые могли рвануть в любой момент!
Поскольку 47-я часть находится неподалеку от склада, принадлежащего ЗАО «Виктория», Сергей Синелюбов и его товарищи прибыли к месту пожара первыми. Они провели разведку и вывели из горящего помещения более сотни работников. И пензяк стал одним из той восьмерки отважных, что работали на крыше здания, в самом опасном месте, устанавливая водяную завесу для охлаждения газовых баллонов и компрессоров, грозивших взлететь на воздух в любую минуту.
По версии следствия, «...из-за интенсивного горения и высокой температуры произошла деформация конструкций, и кровля рухнула вместе с пожарными». В МЧС Москвы подчеркнули: «Если бы не действия пожарных, последствия были бы очень тяжелыми - огнеборцы своей самоотверженной работой предотвратили страшное ЧП».
«Бойцы, которые навсегда останутся в нашей памяти, служили в разных округах Москвы, - сообщили «МЛ» в пресс-службе московского МЧС. - Но всех их объединяло пожарное братство, сила которого зачастую сравнима с кровными узами. Каждый из них неоднократно участвовал в спасательных операциях и тушении пожаров, рискуя собственной жизнью. На счету каждого спасенные человеческие жизни!»
ПРЕДЧУВСТВИЕ
«Утром 23 сентября, когда в новостях сказали о пожаре на Амурской, у меня сразу защемило сердце, - смахивает слезу со щеки преподаватель спасского колледжа Татьяна Павлова. - Я знала, что часть, где служил Сергей, находится совсем рядом. Затем по радио услышала, что погибли двое пожарных, а еще с шестью потеряна связь. Уже через полчаса сообщили о восьми погибших.
До последнего надеялась, что Сережи в этом списке нет... Вы знаете, каким светлым мальчиком он был? Одно слово - солнышко. Великолепно читал стихи, участвовал во всех смотрах и конкурсах. Готов был прийти на помощь любому. Я готовила речь для траурного митинга, но, когда мне предоставили слово, разревелась так, что не смогла внятно произнести ни звука. Да и не я одна. В голос рыдали и его сослуживцы, и командир, и все пришедшие на кладбище...»
«О смерти Сергея утром 23 сентября мне рассказали его товарищи, - вспоминает вдова Синелюбова Светлана Молодцова. - Поначалу я не могла поверить в случившееся: Сергей был профессионалом и никогда не пасовал в сложных ситуациях. Я всегда была уверена, что ничего серьезного с ним не случится».
Этой осенью Валентина Владимировна гостила у сына в Москве. Он провожал ее до автобуса в Спасск. Уже можно было садиться в салон, но мама медлила по какой-то неведомой причине.
«Сережа, постой со мной еще немного», - прижималась к плечу сына женщина, у которой вроде бы без всякого на то повода из глаз полились слезы.
«Мам, да ты чего расклеилась-то? - обнимал ее Сергей. - Все хорошо, скоро опять вырвусь домой...»
Но успокоиться Валентина Владимировна так и не смогла. Лишь когда водитель крикнул ей, что машина отправляется, женщина оторвалась от сына.
«Я села в автобус, и Сережа мне позвонил, - рассказывает мама героя. - Он все что-то доброе говорил мне. Всех слов не упомню, но часто повторял, что скоро приедет. Вот и приехал навсегда...»
P. S. Трагедия лишила отца 11-летнего Михаила и 5-летнего Артемия.
«Молодой ленинец», № 40, 4 октября 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024