Более полутора часов вместо запланированных 60 минут отвечал на вопросы читателей «МЛ» епископ Кузнецкий и Никольский Нестор (Люберанский).
- У меня не совсем обычный вопрос, но разрешите поинтересоваться: если про одни иконы говорят, что они чудотворные, то остальные-то какие?
- История церкви знает множество явленных образов (то есть чудесно обретенных по промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Но грань между чудотворной и нечудотворной иконами не безусловная и не принципиальная, а лишь физическая.
Каждый образ - благодатный и может стать чудотворным. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.
- У меня еще один вопрос. А обязательно ли целовать икону? Вы уж простите, но в церкви бывает много разных людей. Может, кто-то гриппует, а может, и того хуже...
- Для верующих целование образов и поклонение им свидетельствуют о любви к изображенным на них - Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих.
Насколько я знаю, через святыню еще никто не заражался. Совсем наоборот. Известны сотни случаев исцеления от многочисленных недугов. Однако целовать образ вас никто не приневолит. Это ваше личное дело, ваш выбор. И уж тем паче никто из священнослужителей не выскажет вам своего неодобрения.
- Правильно ли, уходя из дома, говорить: «Ангел мой, пошли со мной, ты - вперед, я - за тобой». Или же это суеверие?
- Вы знаете, уже в самом этом выражении есть некая фамильярность. Что-то типа «эй ты, шагай со мной». Так что данная присказка-прибаутка попросту неуместна. Найдите и выучите тропарь своему ангелу-хранителю. Это несложно.
- Здравствуйте, владыка! Подскажите, пожалуйста, какому святому в первую очередь необходимо поставить свечку, когда приходишь в храм?
- Заходя в церковь, обратите внимание на ее центр, где на аналое - специальном столике с наклонной поверхностью - лежит икона праздника или храмовый образ. Им в первую очередь и нужно поставить свечу. А также к образам Спасителя и Божией Матери.
Об упокоении усопших свечу ставят к кресту на прямоугольном подсвечнике. Конечно же, вы можете ставить свечи любому святому и молиться. А молиться надо о прощении грехов, благодарить Бога за Его благодеяния и просить помощи в имеющихся нуждах.
- Можно ли во время причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?
- Причащение - это самая важная часть богослужения, поэтому во время таинства не следует прикладываться к иконам и ставить свечи.
Духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются одной свечкой. Свеча имеет символическое значение, но спасает-то нас не символ, а подлинная сущность - божественная благодать, которая подается в таинствах. Поэтому во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме.
Свечи надо ставить до начала богослужения, а если по какой-то причине вы этого не успели, после. Те же, кто в этот день не причащается, должны стоять на одном месте, сохраняя благоговение перед величайшим таинством церкви Христовой.
- Добрый день. Не знаю, как правильно написать записку, чтобы оставить ее в храме...
- Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать «О здравии» или «За упокой». Далее желательно крупным и разборчивым почерком перечислить в родительном падеже полные имена родных и близких, данные им при крещении. Людей, за которых вы просите.
Будет лучше, если имена вы напишете в церковной форме. То есть не Ивана, а Иоанна, не Семена, а Симеона, не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью. Например, Сергия, но никак не Сережи.
Имена священнослужителей пишут первыми, а перед ними полностью либо в понятном сокращении указывают сан: прот. Николая или иерея Петра.
- Отец Нестор, вы уж не гневайтесь. Но у меня вода святая испортилась. Что с ней делать, ума не приложу - вылить в раковину рука не поднимается. Куда бы ее пристроить?
- Не волнуйтесь вы так. В жизни все бывает. Испорченную воду можно вылить в ручей или реку - туда, где есть течение, в так называемую живую, проточную, нестоячую воду. А себе возьмите в храме свежей водицы. Храни вас Господь!
- Владыка, вразумите, как быть. Муж хочет уйти из семьи, ссоримся каждый день. Какому святому мне надо молиться и свечи ставить?
- Прежде всего проанализируйте свое собственное поведение. Может быть, и найдете причину ваших неурядиц. К супругу всегда надо относиться с добром и пониманием, и тогда, я уверен, он ответит вам тем же.
Полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к супругу, попросить у него прощения, попытаться разобраться в проблемах и помириться. Во всех семейных неурядицах обычно бывают виноваты обе стороны, но кто-то (пусть это будете вы) должен сделать первый шаг к примирению.
Апостол Павел советует: «Облекитесь... в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».
А о семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербуржской.
- Здравствуйте, батюшка. А можно ли мне, некрещеному человеку, приложиться к святым мощам?
- Абсолютно не возбраняется и даже приветствуется. Вы можете прикладываться и к святым мощам, и к иконам, но при одном непременном условии: если вы имеете веру в душе и благоговение перед святыней.
Я полагаю, что раз вы задаете такой вопрос, то, скорее всего, уже находитесь на пути к вере. И рано или поздно, но примете таинство крещения.
- Хочу попросить у вас совета, отец Нестор. Нужно ли мне настаивать на том, чтобы муж причащался?
- Ни в коем случае, это совершенно бесполезно. Перед Богом ценна истинная вера и любовь, но никак не лицемерие и человекоугодие. Под давлением муж ваш пойдет на причастие только из-за того, чтобы вам угодить. Веры и убеждений у него от этого не прибавится.
Недаром говорится: «Невольник не богомольник». Если ему не дано искренней веры, с него и не спросится так, как с вас. Дело даже не в эпизодическом посещении храма и не в разовом факте причащения. Бог не на внешность смотрит, но в сердце каждого. Так что успокойтесь сами, да и супруга в покое оставьте.
- Часто у чудотворных икон можно видеть золотые и серебряные кольца, серьги, цепочки и даже нательные крестики от прихожан. Я понимаю, что таким образом люди выражают свою благодарность за чудо или исцеление от недугов. Но все же, когда я вижу подобные дары, возникают мысли: а насколько это правильно? Все эти украшения - мирское. Зачем это нужно святым?
- Уже в вопросе вы и дали ответ. Верующие, получившие помощь от Бога посредством заступничества Божией Матери или святых через горячую молитву перед чудотворной иконой, искренне, от души выражают свою благодарность, зачастую отдавая самое дорогое.
А поскольку большинство людей и сегодня живет достаточно скромно, получается, что самыми дорогими вещами для них являются кольца, серьги, крестики, другие ювелирные украшения.
Позволю привести следующую аналогию. После совершения таинства миропомазания над новокрещеным человеком совершается обряд пострижения его волос. Этим обычаем христианин выражает готовность принести себя в жертву Богу, передавая себя на служение Ему. Символом данного посвящения являются волосы - как часть тела человека.
Вот и то, что было ценно для человека, являлось его неотъемлемой вещью, считалось как бы частичкой его тела, например, нательный крестик, приносится Богу как символическая жертва благодарения.
- Владыка, скоро моему сыну идти в армию. Какие православные атрибуты необходимо взять с собой?
- На службе лишних вещей не допускается. Но нательный крестик, молитвослов православного воина и небольшое Евангелие ни у кого из командиров не вызовут нареканий.
А православная литература есть в библиотеке любой воинской части. Впрочем, и храмы теперь построены во множестве частей. Но и вы сами молитесь за своего сына. Он же защитник Отечества.
- Никак не могу преодолеть предубеждения, что священник такой же грешный человек, как и все. Поэтому не могу ни исповедаться, ни причаститься...
- Вы правы, ибо на земле нет ни одного праведника, кроме Спасителя. И священник тоже может грешить. Но он, а не кто-то другой получил апостольский дар, он от лица Бога прощает грех.
Вы стоите перед священнослужителем и рассказываете ему о своих прегрешениях, но говорите-то вы Богу. Священник лишь посредник между мирянином и Господом. Недаром же он говорит: «Не от себя - Господь Иисус Христос данной мне благодатью прощает».
Во сто крат хуже и тяжелее жить с неотпущенными грехами. Тихон Задонский сравнивал такое существование с трупом, который человек таскает за плечами. Труп разлагается, смердит, но мы никак не можем его сбросить, поскольку не покаялись в своих грехах. Поверьте, у вас душа возликует и запоет, когда вы от греха очиститесь.
- Правда ли, что по средам и пятницам на кладбище ходить возбраняется?
- По средам и пятницам мы вспоминаем страдания Господа нашего Иисуса Христа и потому держим пост. На кладбище можно ходить в любой день.
И неверно суеверие, будто после Покрова Пресвятой Богородицы на погост приходить нельзя. Можно. Только вот нужно ли лезть по сугробам, стоять, мерзнуть, подвергаться риску болезни? Зимой проще прийти в храм и заказать службу. Хотя бы из чисто практических соображений.
- Внук собирается поступать в духовную семинарию. Что для этого нужно? Куда обратиться за советом и помощью?
Очень рад за вашего внука. У нас в городе на ул. Перекоп, 4, есть своя Пензенская духовная семинария, куда на очное дневное отделение принимаются юноши в возрасте до 35 лет. Зайдите на сайт семинарии и там найдете все правила приема. Если же по каким-то причинам вам недоступен Интернет, придите в семинарию, и вам все объяснят.
Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 43, 25 октября 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024