Да, у меня проблемы с ногами, - вздыхает Валентина Танцырева. - Одна левая, а другая - правая, представляете!» Заливистый смех девушки звучит серебряным колокольчиком, и всем, кто рядом, становится ясно: жалость и сочувствующие взгляды нужно оставить для других. Валя - не тот случай!
И хотя обаятельная шатенка до сих пор передвигается с трудом (без трости никуда), она-то знает: бывали времена и похуже. И каждым своим прожитым днем напоминает: люди, радуйтесь жизни!
«ПЬЯНАЯ ИДЕТ...»
«Я родилась в творческой семье, - рассказывает Валентина. - Папа - художник, мама - школьный библиотекарь. А если сложить учительский стаж всех родственников по материнской линии, то получится 175 лет, представляете?!»
Так что грызть гранит науки Валюше было в удовольствие. А тут и стихи стали рождаться, выливаясь в мелодичные песни. Благо наша героиня самостоятельно освоила гитару!
«Любовь к музыке у меня от дедушки, Евгения Григорьевича Архарова, - рассуждает Валентина. - Он всю жизнь учил детей пению, руководил хором!»
...Когда Валя в воздушном платье получала школьный аттестат, ей казалось, что весь мир у ее ног. Планов - громадье, нет границ и сомнений. 16-летняя девушка из Земетчина решила еще и юридические науки освоить: поступила в колледж, как губка впитывала новые знания...
Но на первом же курсе грянул гром: Валентину пригвоздил к постели непонятный приступ.
Переставали слушаться ноги. Временами и руки становились ватными, и речь пропадала. Некоторые реагировали неадекватно, и боль от людского хамства вылилась у Вали в такие строки:
Я по городу иду, сердце залито слезами,
Я несу свою беду непослушными ногами.
Я иду, слегка шатаясь, подо мной земля плывет,
Вслед прохожий, ухмыляясь, шепчет: «Пьяная идет»...
ЗАБОЛЕВАНИЕ МОЛОДЫХ
«Врачи долго не могли поставить окончательный диагноз, - продолжает Валентина. - Пичкали меня гормонами в усиленном режиме и не давали никаких прогнозов. Порой 25 таблеток в день пила. Коса, которая была ниже пояса, со временем буквально отвалилась. Я очень располнела и два года не выходила из дома».
Сначала подозревали опухоль головного мозга, потом аневризму сонной артерии. Валиной маме так и сказали: вашей дочери осталось от силы месяцев восемь... Лариса Евгеньевна, естественно, не поверила - и начала молиться.
«Я так маму жалела: у нее все коленочки стерты были - подолгу на них в церкви стояла, - вспоминает Валя. - Со временем медики все же вынесли вердикт: рассеянный склероз».
На секунду взгляд Валюши затуманивается... Но она тут же вскидывает глаза: «Вы не подумайте, эта болезнь не имеет ничего общего со старческим маразмом, просто термин созвучный! Это заболевание молодых, прогрессирующее, не лечится...»
И пока в доказательство Валя приводит мне живописные примеры людей, болевших этим непонятным недугом (музыкант Владимир Мигуля, журналистка Ирина Ясина), я молча киваю головой: знаю, Валя, знаю... Помню, как за пару лет стремительно угас и мой друг Игорь, статный рослый парень: сначала отказали ноги, затем начали барахлить внутренние органы. Его не стало в 33, и теперь я уже старше его...
ТИХАЯ ОБИТЕЛЬ
«А потом ко мне пришла первая любовь, - вспоминает удивительная девушка. - Он учился в духовной семинарии, алтарничал, батюшке помогал. Я была уверена, что это судьба. С радостью познакомила избранника с лучшей подругой. И он... на ней женился!»
Пережить такое в 19 лет!.. «Боль душевная была невыносимой, и в надежде хоть немного ее облегчить я отправилась в Свято-Троицкий монастырь Пензы. Думала, побуду там пару дней, успокоюсь. А задержалась на год...»
Все послушания на подворье и в трапезной мужественная девушка выполняла наравне со всеми, хотя передвигаться было сложно. А еще пела на службах в хоре. «Господи, как же легко стало на душе! - качает головой Валя. - Словно крылья выросли. И - не поверите! - болезнь практически отступила».
А там, в миру, о дочке горячо молилась мама. С одной стороны, радовалась, что ее девочке стало легче, забылись обиды. Но с другой - невероятно по ней скучала...
«И к исходу года жизни в обители душа моя стала терзаться, - признается Валя. - Да, я и представить не могла, что расстанусь с сестрами и настоятельницей. Но так сильно захотелось семью, деток... Мои метания прекратил батюшка, духовный наставник: сказал, что в миру от меня будет больше пользы людям».
МАТРОНИН ДАР
«Вернувшись, я сполна хлебнула тщеты, суеты и мирской грязи, - вздыхает Валентина. - И даже назло своей первой любви вышла замуж за первого встречного: расстались через три месяца. Отвлекала себя как могла - работала в школе учителем музыки, заочно окончила педколледж, продолжала писать стихи и песни».
А еще Валя с мамой постоянно ездили по святым местам, хотя для девушки это каждый раз было настоящим испытанием. Старания вознаградились свыше: чудо произошло после приложения к мощам Матроны Московской.
«К храму была огромная очередь, за головами я видела только огромную икону у входа, - вспоминает Валя. - Так обессилела в ожидании, что меня внесли внутрь на руках. Зато, когда мы поехали обратно, случилось необъяснимое: из магнитолы вдруг заиграла задорная мелодия, и я пробормотала: «Остановите, пожалуйста». Вылезла на улицу и... начала танцевать!»
Водители проносившихся мимо машин недоумевали, а Валя самозабвенно кружилась и хохотала: ноги заработали! Этой волшебной ремиссии хватило на десять ближайших лет.
Главный диагноз - музыка!
Счастливая Валя снова вышла замуж. Об этом говорит так: «Шагала большая любовь по планете...» Солидная разница в возрасте не пугала: Владимир был заботлив, о болезни знал, обещал всегда носить на руках. Одно время действительно справлялся.
«А потом, видимо, устал, я ведь тоже не сахар, - разводит руками Валя. - Володю я не виню, он и после развода мне еще долго помогал. Единственное, о чем очень жалею, - что не захотел малыша. А ведь беременность могла бы отсрочить усугубление моей болезни еще на несколько лет... Ребенок - самое горячее мое желание на сегодня. Тем более что рассеянный склероз по наследству не передается».
Чтобы развеяться, Валя поехала на море. А делать этого было категорически нельзя...
«Врачи не предупредили, что активное солнце для меня опаснее, чем для всех остальных, - вздыхает девушка. - Тогда отнялась нижняя часть тела. Осложнения иногда отступают, давая мне передышку. В это время я даже на сцене выступаю, пою свои песни. Самые близкие мои люди сейчас - мама, друзья и, конечно, гитара. И мой главный диагноз - это музыка!»
Я счастлива! И крепко обнимаю
Душою маленькой прекрасный мир чудес,
Огромную любовь в нее вмещаю,
Как Божий дар, мне посланный с небес!
Это вам - напоминание от Вали. Хрупкой девушки со стальной силой воли и трепетным сердцем.
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 43, 25 октября 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024