Нашему именитому земляку, президенту Академии народного искусства России Виктору Пензину уже исполнилось 78 лет. Но он по-прежнему бодр: в Пензу прилетел за рулем собственной машины.
Почему прилетел? Да потому что, по словам самого Виктора Петровича, 160 километров в час по ночной трассе для него самая любимая скорость.
- Но за адреналин приходится расплачиваться, - вздыхает художник. - Когда домой возвращаюсь, мне приходит целый ворох штрафов. Радаров хитрых понаставят, вот и приходится раскошеливаться...
- Вы в Пензу поностальгировать приехали, молодость вспомнить?
- Я приехал с весьма конкретной целью - создать региональное отделение Академии народного искусства, которую возглавляю. Они есть уже в нескольких городах. А чем Пенза хуже? Область издавна славилась и абашевской игрушкой, и лозоплетением, думаю, она достойна стать членом нашей академии.
- В советское время вы уже немало сделали для родного города. Одни часы, что почти сорок лет провисели на здании вокзала станции Пенза I, чего стоят! Жаль, не сохранили их неблагодарные потомки...
- Признаюсь, во время работы над этим проектом у меня уже был готов другой эскиз, аналогичный часам на Казанском вокзале Москвы. Однако у руководителей министерства путей сообщения было свое мнение, и пришлось под него подстраиваться. Но в результате часы действительно получились не чета тому, что висит на здании сейчас, этим непонятным стрелкам без циферблата.
А со стеной что сделали?! Она была из белого мрамора и буквально светилась на солнце. Сейчас же там какие-то разноцветные панели из жести, которые через пару лет начнут ржаветь. Да вы краски не напасетесь их перекрашивать!
- Но в советское время вся творческая работа контролировалась партийными органами. Разве это не мешало творчеству?
- Тогда на искусство был заказ, и средства на решение различных задач выделялись соответствующие! А что нам дали реформаторы? Назовите мне любой вышедший после развала страны фильм, который мог бы сравниться с картиной «Летят журавли»! Во всем должна быть мера: когда цензуры нет вовсе - начинается хаос.
Как в Новосибирске, например, где, извиняюсь, блевотина на холсте высыхает - а ее в раму и на стенку. Куча болтов - это считается авангардной инсталляцией. Если это искусство, то оно больное. И рассчитано на то, чтобы запудрить молодежи мозги.
Придет мальчонка с родителями на выставку и будет думать: раз такое выставляется, значит, это хорошо. Не будет настоящей, корневой культуры - не будет России.
- Прежде наша культура очень интересовала Запад. А как дела обстоят сегодня?
- Буквально на днях ездил с выставкой в Германию, и такое впечатление, что нас там не любят. Два дня проводил с детишками мастер-классы, и дважды нам устраивали какие-то провокации. В первый день упала плохо закрепленная огромная дверь, лишь по счастью никого не пришибло. Детям на таком сквозняке пришлось кутаться в куртки и пальтишки, однако они стоически перенесли этот дискомфорт.
А на следующий день во время мастер-класса какие-то люди вздумали пересаживать в помещении цветы и то ли нечаянно, то ли специально рассыпали по всему полу керамзит.
Я объездил 31 страну мира, у меня были выставки в самых разных уголках планеты. Очень понравилось в Мексике: меня поразило, как люди чтут свои народные промыслы. Это поистине национальное достояние, то, к чему мы сейчас и должны стремиться.
Геннадий Марченко
«Молодой ленинец», № 47, 22 ноября 2016 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024