Фонд Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого составляет более 14 тысяч предметов, но в залах посетители могут увидеть едва ли десятую часть экспонатов - больше просто не позволяют площади музея.
«Конечно, экспозиции постоянно обновляются, и какие‑то экспонаты мы периодически достаем из запасников, - говорит главный хранитель галереи Надежда Тархова. - Наша галерея родилась под счастливой звездой. Она началась со щедрого дара губернатора Николая Селиверстова, была продолжена подвижничеством Константина Савицкого. В запасниках находятся подлинные шедевры: полотна Левицкого, Рокотова, Левитана, Айвазовского, Репина, Куинджи, Врубеля… Я уже не говорю о западноевропейских мастерах. Многие не могут поверить, что в провинциальном музее есть такие работы!
И вот очередной подарок от дарителя. Пару недель назад внучка известного пензенского художника Михаила Емельяновича Валукина передала галерее 130 эскизов своего дедушки. Валукин был патриотом сурского края, на его эскизах, которые можно назвать вполне самостоятельными работами, хорошо узнаваемы живописные уголки Пензенской области. Например, заросший соснами длинный косогор можно увидеть с трассы по пути в Кузнецк». Любопытно, что супруга, а впоследствии вдова художника, 55 лет работала в картинной галерее, в том числе главным хранителем, и Надежда Валентиновна, можно сказать, подхватила эстафету.
За все эти годы в штате картинной галереи никогда не было реставратора, и это являлось серьезной проблемой. Ведь картины, как и люди, стареют, и им, чтобы выглядеть молодо и свежо, также нужна помощь «пластического хирурга». Это беда многих музеев страны, ведь найти хорошего реставратора очень сложно. Но теперь он в картинной галерее есть!
Им стала Ольга Константиновна Карасева. Она окончила Пензенское художественное училище, затем Академию ваяния, живописи и зодчества в Москве. Кстати, в 2006 году она уже реставрировала несколько работ из запасников нашей картинной галереи.
Одна из последних работ, которые отреставрировала Ольга Карасева, - батальное полотно французского художника XVII века Жака Куртуа. Картина пребывала в ужасном состоянии, местами из‑за потертостей отсутствовал красочный слой, проглядывал холст. Но, после того как реставратор сделала свою работу, полотно заиграло всеми красками.
«Реставрировать пока приходится в домашней мастерской, - говорит Ольга Карасева. - Моя мечта - создать мастерскую при картинной галерее, и не только создать, но и привлечь к работе моих учеников. Вот, например, этот портрет Петра I, являющийся копией выставленного в Петербурге, реставрировала моя ученица, а изначально, когда мы случайно нашли его, разбирая запасники, полотно было буквально в лохмотьях.
Или, к примеру, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина выступил с инициативой проведения масштабной выставки итальянской живописи из музеев Поволжья. От нашего музея они берут четыре работы, в том числе «Евангелист Иоанн Богослов» неизвестного художника XVII века. На реставрацию этой картины нам дали полгода, но, когда я взялась за работу, стало понятно, что на восстановление потребуется минимум год. Причем эту картину уже реставрировали в XIX веке, полностью «записав» первоначальное изображение. А ко всему прочему еще и лаком залили. И теперь миллиметр за миллиметром приходится снимать слой лака, а потом еще и краску. Все это делается под микроскопом».
В зале европейской живописи ничем, казалось бы, не выделяется небольшая картина Нарцисса де ля Пенья «Всадник на аллее». Ольга Константиновна рассказывает, что произведение было сильно повреждено - при малейшем прикосновении краска буквально осыпалась с холста.
Взяв полотно на реставрацию, Карасева провела тщательный анализ картины, в том числе под инфракрасным излучением и сделав рентгеноскопический снимок. И рентген показал, что под изображением всадника на аллее скрывается пейзаж с дорогой, горами, домиком и деревом - фактически другая композиция. Впрочем, счищать верхний слой реставратор не стала и вернула картине тот вид, в котором она долгие годы пребывала в зале западноевропейской живописи. И сейчас, к слову, после реставрации там же и пребывает.
Но, пожалуй, самая драматичная история связана с картиной основателя барбизонской школы Теодора Руссо «Перед грозой». В 1990‑е картину украли, и почти 20 лет о ней ничего не было известно. Человек, совершивший кражу, попался на каком‑то другом преступлении. И, чтобы смягчить себе приговор, решил пойти на сделку со следствием. Вынес из своей кладовки, где стояли лыжи, валялись какие‑то мешки, висела старая одежда… картину. Изумлению искусствоведов не было предела, когда выяснилось, что это тот самый похищенный Руссо! Подлинность доказать не составило труда, и полотно вернулось в Пензу.
А вот любимая картина директора галереи Кирилла Застрожного - полотно Константина Маковского «Девочка с кувшином». Сейчас этот шедевр изобразительного искусства находится как раз в запасниках, и, чтобы извлечь его с верхней полки стеллажа, руководителю музея пришлось выполнить своеобразное гимнастическое упражнение на стремянке.
«Пастель не терпит длительного пребывания на свету, поэтому в экспозиции эта картина появляется нечасто, - объясняет Кирилл Владимирович. - Но скоро «Девочка с кувшином» снова будет выставлена. Сколько раз смотрел я на этот портрет, и всегда он производил неизгладимое впечатление. Это же гимн славянской красоте! Это лицо эпохи!
Девочка, которая уже понемногу становится женщиной. Вот эта упертая в бок рука - это вполне взрослый жест. Внимательный, вдумчивый, взрослый взгляд, пухлые щечки, надутые губки.
Сюжет выхвачен из жизни, вот сейчас она побежит дальше по этому полю с глиняным кувшином в руках. Но о чем она думает сейчас? Что заставило ее встать, подбоченясь? Какая судьба уготована этой девочке? Точно можно сказать одно: сейчас она прекрасна! И ей очень идут красные бусы…»
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 32, 10 августа 2021 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024