Про тернистый путь от «санатория» к «спецназу», про мощь домашнего обучения, про мамины радости – об этом и многом другом размышляет наша землячка Виктория Забалуева. Она – одна из активисток движения «За грудное вскармливание» в Сурском крае. И матери четверых детей нельзя не верить.
ПРО ШИШКИ
«Я росла в обычной семье – с мамой, отчимом и младшей сестрой, – вспоминает Виктория. – Очень много времени проводила в общении с бабушкой, учителем русского языка и литературы. Она усердно работала, и я видела: уважаемые профессии – учителя, врача, например, – требуют колоссальной отдачи, но, увы, в ущерб семье. И поняла, что так не хочу. Семья – это главное в жизни!»
Так как я с детства была приучена к самостоятельности, то шишки с первым ребенком набивала от души и сама. Лишь со временем поняла: мудрость предыдущих поколений очень важна – вокруг молодой мамы всегда были «ассистентки», которые помогали ей пережить трудные времена, подсказывали, обучали, направляли.
Сейчас же произошел разрыв поколений, и женщине очень сложно адаптироваться к жизни с малышом, тем более в четырех стенах квартиры».
ПРО ОШИБКИ
«С первым ребенком кажется, что любая ошибка грозит катастрофой: ты тащишь за собой вагон разных страхов, а тут еще и куча противоречивых советов со всех сторон. Но, с другой стороны, первый малыш – это «санаторий», второй дает тебе статус «опытный боец», а третий – «спецназ».
В уходе за вторым и последующими детьми не было перескакивания с одного метода на другой. Ну, например, во всем, что касается грудного вскармливания или сна, мы не навязывали ребенку ничего «правильного» – просто учились видеть его потребности.
С последующими детьми была только одна проблема – нужно было приспособиться к жизни с погодками и уделять внимание всем, прежде всего старшей. Тут нам очень помогли родители моего мужа Павла.
А то, как воспитывать детей, мы поняли лишь к третьему ребенку: в этом вопросе главное – условиться между собой. И если дитя чувствует, что мама и папа договорились, то ему проще».
ПРО СВОИХ ДЕТЕЙ
«Все они разные. 12-летняя Вероника – сильный лидер и помощник. Она любит учиться, ей нравятся история, книги, фортепиано, настольный теннис. Недавно стала экспериментировать на кухне, любит возиться с младшими, легко может их пожалеть, укачать, накормить.
Ане 11 лет – она рисует и занимается хореографией. А это закалка, и она помогает ей учиться преодолевать трудности.
Андрею 8 лет, он увлечен конструированием, мечтает стать инженером, увлекается историей войн. Его особенность – повышенное чувство справедливости.
Младшая Анжелика (ей три года) – душа всей семьи. Любит «лечить» всех домочадцев с помощью игрушечных инструментов».
ПРО СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ
«К нему мы шли три года. Когда старшая дочь училась в третьем классе, приняли окончательное решение. Исходили из понимания личности ребенка и осознавали, насколько тревожно отношение к системе образования в целом. Кроме того, Семейный кодекс и закон дают россиянам право выбирать форму обучения.
Уже третий год дети учатся дома. У каждого своя образовательная траектория. В прошлом году мы брали дистанционные курсы, а также совместные с родителями занятия английским по скайпу.
Обычный день состоит из обязательных занятий русским языком, математикой и тем предметом, в который ребенок в данный момент погружен, – мы занимаемся блочным обучением. Например, за месяц дети выучили годовой курс географии. При этом у них остается много времени на хобби, кружки, прогулки.
Процесс, конечно, непростой, но мы намерены продолжать!»
ПРО ПРИТИРКИ И АВТОРИТЕТЫ
«В большой семье сложно преодолевать эгоизм каждого: дети ежедневно учатся уступать, смиряться, жертвовать. Самый банальный пример – борьба за место в машине. Приходится отдавать ближнему своему любимое местечко. Или сделать за него то, что тот по каким-то причинам не смог.
Где брать силы? Без Божьей поддержки сложно восстанавливаться. Мы понимаем, что человеку нужен пример. Детям так и говорим: Бог – это главный авторитет нашей семьи. Христианское мировоззрение помогает отвечать на многие вопросы о добре, зле, несправедливости, грехе, окружающем мире. Это наш фундамент».
ПРО ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
«Когда родился третий ребенок, в моем окружении были люди, которые вроде бы могли кормить детей грудным молоком, но почему-то этого не делали. Мне захотелось понять причины. Тогда я узнала о существующей на Западе профессии консультанта по лактации. В ее освоении помогло базовое психологическое образование.
Первые два года усиленно училась, продолжаю и сейчас.
А полтора года назад вместе с активными мамами Пензы мы организовали фотовыставку кормящих мам – столько людей откликнулось! Кстати, мне часто звонят папы, бабушки и дедушки с вопросами, как им помочь супруге, дочери, снохе сохранить грудное вскармливание. Это так важно!
Моя мечта – чтобы все специалисты, работающие в перинатальной сфере в Пензе, были грамотными экспертами по лактации. Увы, пока мамы сталкиваются с некомпетентностью некоторых медработников по вопросам грудного вскармливания. Мы периодически на волонтерской основе читаем лекции для беременных в поликлинике и женских консультациях».
ПРО МАМИНЫ РАДОСТИ
«Для нас очень важны Рождество и Пасха – сначала мы обязательно идем в церковь, а потом празднуем с друзьями.
Свой день рождения я не мыслю без семьи. С самого утра получаю приятные записочки или открыточки от детей и мужа. В этом году меня осыпали комплиментами на стикерах по всему дому – тренировались в перечислении моих характеристик. Такие подарки не сравнятся с духами, сапогами и букетами: это настоящие мамины радости!»
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», №48, 28 ноября 2017 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024