На вопросы читателей «Молодого ленинца» отвечает министр образования Пензенской области Александр Воронков.
- Какие новшества в ЕГЭ ожидают выпускников?
- В этом учебном году контрольные измерительные материалы (КИМ) не претерпят существенных изменений. Единственная перемена - отказ от аргументации с опорой на литературный материал в последнем задании по русскому языку. Это требование отменено, поскольку при написании эссе школьники стали пользоваться шаблонными заготовками, оперируя узким кругом произведений.
Продолжит совершенствоваться сама процедура проведения итоговой аттестации. Так, в 2019 году планируется пилотное внедрение технологии доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов по сети Интернет через защищенный канал связи. Итоговые ключи доступа к электронным материалам будут размещаться на федеральном портале распространения ключевой информации непосредственно в день проведения экзамена.
Предполагается, что в 2020 году эта технология полностью заменит доставку КИМ, записанных на защищенные диски. Апробацию новой модели мы провели 1 ноября в 10 пунктах проведения экзаменов по предмету «География». Все прошло без технических сбоев и нарушений.
Еще 30 ноября прошла проверку модель проведения единого государственного экзамена по информатике и информационной компьютерной технологии (ИКТ) в компьютерной форме. Планируется, что в штатном режиме эта модель будет использоваться с 2020 года.
Также к предметам ЕГЭ, сдаваемым по выбору, в 2019 году добавится китайский язык. А для выпускников 9-х классов пройдет итоговое собеседование по русскому языку, основной срок его проведения - 13 февраля 2019 года.
- Правда ли, что с 2022 года планируется сделать обязательным ЕГЭ по иностранному языку?
- Все верно, в России планируется к 2022 году ввести обязательный единый государственный экзамен по иностранному языку. Такое заявление сделал глава Рособрнадзора С. С. Кравцов на ежегодной встрече по подведению итогов ЕГЭ.
Мы готовимся к этому, в том числе повышаем квалификацию учителей. 60 педагогов ежегодно проходят интенсивные курсы переподготовки.
В 2020 году данный проект будет апробирован в 19 субъектах Российский Федерации, и только потом экзамен перейдет в штатный режим и появится в списке обязательных предметов.
- В нескольких регионах страны достоянием общественности стало недопустимое поведение учителей по отношению к школьникам - они позволяли себе брань и даже поднимали руку на детей. Выявлялись ли подобные случаи в нашем регионе?
- Вопиющих происшествий в образовательных организациях у нас не было.
Но единичные случаи, когда учитель позволяет себе выйти за рамки культурной нормы, есть. Каждая ситуация подлежит рассмотрению администрацией школы. Непедагогические методы работы могут привести к увольнению.
- Сын учится в восьмом классе. Домашней работы - море! Чтобы все успеть, нужно заниматься до ночи. Существует ли норматив времени на подготовку к урокам?
- Необходимость домашнего задания должна быть обоснованной. Если учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, на какой-то период он может отказаться от домашних заданий.
Для домашней работы предлагаются задания, которые уже рассматривались учителем на уроке, или творческие задания. Задание должно быть посильным для большинства в классе.
В соответствии с нормами СанПиН объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3-х классах - 1,5 часа, в 4-5-х классах - 2 часа, в 6-8-х классах - 2,5 часа, в 9-11-х классах - 3,5 часа.
- Сколько должен весить портфель ученика?
- Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - 1,5 кг, 3-4-х классов - 2 кг, 5-6-х - 2,5 кг, 7-8-х - 3,5 кг, 9-11-х - 4 кг.
- Обязательно ли теперь с 5-го класса изучать второй иностранный язык?
- Обязательно. Это предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом. По разным программам у школьников обучение второму иностранному языку может начинаться со 2-го или с 5-го класса.
- Какие сборы разрешено проводить в школах, а какие нет?
- Каждый ребенок имеет право на получение общедоступного и бесплатного образования. Абсолютно безвозмездно ученикам должны предоставляться наглядные пособия, учебная литература, спортивное оборудование и инвентарь и т. д.
Что же касается содержания имущества школ и детских садов (проведение ремонтных работ, оплата коммунальных платежей и хозяйственных нужд, пожарная безопасность, видеонаблюдение, тревожные кнопки, охрана и прочее), то это обязанность органов местного самоуправления.
Однако законодательством не запрещено оказание благотворительной помощи образовательной организации. Но помощь должна быть добровольной и открытой: если это денежные средства, то они должны перечисляться на расчетный счет школы. Имущество должно быть поставлено на баланс образовательной организации.
И никто не может обязать родителей такую помощь оказывать.
Если есть факты принуждения, то в министерстве действуют телефоны горячей линии по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях: 32-57-12 и 55-30-92.
- Не проходит тревога по поводу нападений на учреждения образования в разных регионах страны. Как после этих трагедий следят за безопасностью учеников в Пензенской области?
- Всем 1 042 образовательным объектам присвоены различные категории по степени потенциальной опасности террористической атаки. К первой категории относятся 60 учреждений, ко второй - 512, к третьей - 470.
Они оборудованы тревожной кнопкой и автоматической пожарной сигнализацией. Видеонаблюдение имеется в 804 школах, система контроля и управления доступом - в 156, охранная сигнализация - в 195. В муниципальные образования Пензы, Кузнецка, Сердобского, Каменского и Нижнеломовского районов переданы 100 металлодетекторов.
Но одной технической защиты недостаточно. Специалистами проводятся родительские собрания, мастер-классы, тренинги, индивидуальные консультации с детьми и взрослыми.
Сотрудниками центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи разработаны методические материалы по профилактике саморазрушающего поведения детей и подростков, просвещению родителей. Во всех образовательных организациях проведены классные часы и беседы, особенно с детьми из группы риска.
- С какими вопросами дети чаще всего обращаются к школьным психологам?
- Сейчас в школах области работают 185 педагогов-психологов, функционируют 25 муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий. С 2016 года мы активно создаем базовые психолого-педагогические кабинеты, призванные оказывать помощь всем участникам образовательного процесса. Такие кабинеты на данный момент имеются в 24 муниципальных образованиях.
Услугами специалистов ежемесячно пользуются более 7 000 человек! В 2019 году кабинеты будут созданы еще в шести муниципальных образованиях.
Кроме того, психологические услуги бесплатно оказываются в психолого-социальном центре системы образования «Надежда» (Заречный), детском центре «Росток» (Кузнецк), центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области (Пенза). Работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122.
Еще в 300 школах созданы или находятся в процессе создания школьные службы примирения, где в качестве примирителей выступают работники образовательной организации, учащиеся и их родители, прошедшие необходимую подготовку.
Вопросы, с которыми дети обращаются к психологам, самые разные. Но больше всего волнуют подростков взаимоотношения со сверстниками, дефицит общения, проблемы занятости и досуга, переживания первой влюбленности.
- Распространяется ли в Пензенской области инклюзивное образование?
- Процесс совместного обучения детей с ограниченными возможностями (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и т. д.) с обычными ребятишками организован в 178 общеобразовательных организациях. На сегодняшний день школы посещают 1 672 ребенка с особыми образовательными потребностями.
В зависимости от вида нарушений развития разработаны адаптированные образовательные программы, определены формы получения образования, подобраны необходимые специалисты сопровождения: учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог).
В Пензе на базе лицея № 2 работает ресурсный класс для детей с расстройствами аутического спектра. В рамках программы «Доступная среда» в 31 учреждении создана универсальная безбарьерная среда. В частности, установлены пандусы, расширены дверные проемы, заменены напольные покрытия, переоборудованы санитарно-гигиенические помещения, столовая, библиотека, учебные кабинеты.
Олеся Андреева
«Молодой ленинец», № 50, 11 декабря 2018 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024