Отважиться учить детей на дому способны немногие. Сил это отнимает много, риск огромный, и даже для самых подготовленных родителей это всегда прыжок в неизвестность. Но для кого-то семейное образование становится настоящей путевкой в жизнь.
Мы попросили разъяснить азы хоумскулинга пензенскую многодетную маму Викторию Забалуеву. Старшие из ее пятерых детей уже несколько лет учатся дома.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
«Многие путают семейное образование с домашним, - говорит Виктория Вадимовна. - Домашнее обучение возможно лишь по медицинским показаниям, а семейное - для всех желающих. «Домашники» являются учащимися школы, учителя приходят к ним домой. К «семейникам» учителя не ходят, родители сами могут нанять репетиторов.
Дети, которые переходят на семейное образование, могут остаться в списках своей школы или же выписаться оттуда и зачисляться только на период сдачи ГИА и ЕГЭ в качестве экстерна. А могут выбрать какую-то другую школу. Место регистрации в этом случае значения не имеет: ведь вы не будете занимать чужую парту.
Очно нужно сдавать только промежуточную и итоговую аттестацию - ГИА и ЕГЭ. Все остальные испытания проводятся дистанционно.
Родители выбирают семейное образование по трем причинам. Первая - школьные будни не вписываются в семейный уклад. Это или семья путешественников, зимующих, к примеру, в Индии, или религиозные люди.
Вторая причина - стремление снизить нагрузку. Ребенок дома может осваивать предметы в индивидуальном темпе: вставлять пропущенные буквы, лежа на полу, слушать учебник в аудиоформате, решать примеры, пока все не поймет. И только при домашнем формате можно уделять время более интересным и важным вещам: спорту, творчеству, играм.
Третья причина - родители хотят дать ребенку более глубокие знания по ряду предметов, руководствуясь его интересами».
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ?
Чтобы обучать ребенка дома, достаточно отнести заявление в управление образования по месту жительства в любой момент любого учебного года. Имейте в виду: ваше заявление - это не просьба, а уведомление.
Вы информируете соответствующий орган о своем выборе в целях учета и для защиты, чтобы контролирующие органы не решили, что ваш ребенок пропускает школьные занятия без уважительной причины. Семейное образование предусмотрено Федеральным законом «Об образовании» (статья 17).
СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?
Львиная доля трат - создание полноценной образовательной среды дома: учебные пособия, книги, дидактический материал. Далее - дистанционное обучение. Можно найти и бесплатные уроки, например, на YouTube, но это будет каша. Лучше приобретать уроки пакетами на проверенных образовательных сайтах - это примерно 2 000 - 3 000 в месяц. При оплате сразу за год, как правило, есть хорошие скидки.
Заложите в траты и стоимость репетиторов - по тем предметам, которые вы сами ребенку не объясните. Стоимость услуг начинается от 300 - 500 рублей в час (по Пензе), можно заниматься и по скайпу с иногородними преподавателями. «Нам очень помогли такие уроки английского, - подчеркивает Виктория. - Дочь погружалась в разговорную среду, и это ее мотивировало самообразовываться. Кроме того, 26 000 рублей в год стоит сама аттестация - в той школе, которую мы выбрали».
КАК СТРОИТЬ РЕЖИМ ДНЯ?
«Распорядок должен быть обязательно - особенно для учеников начальной школы, - считает опытная мама. - Один родитель должен посвящать время ребенку на постоянной основе - объяснять материал, следить, помогать. Чем старше человек, тем больше ему можно поручать выполнять самому, на время оставлять без своего присутствия.
В целом к 9:00 наши дети уже начинают заниматься - с утра голова лучше работает. Ежедневно в расписании - русский и математика, а также предмет модульного обучения (например, биология), который ребенок углубленно изучает в течение пары месяцев, постигая за это время весь объем знаний, который обычно растянут на учебный год.
Затем проходит по нему аттестацию. Дальше можно приступать к другой дисциплине. После обеда уроки сменяются кружками, музыкальной школой, спортивными секциями. У моих детей есть дневники, где расписаны их действия и задания на день.
Старшая дочь сама себе все планирует. Как правило, ограничиваем время: на освоение этого урока отводим, например, не больше часа. Такой подход к делу мобилизует».
Следовать ли образовательному стандарту?
Да, имеет смысл это делать - ребенок же аттестуется в образовательном учреждении. «Первый год мой ребенок аттестовывался в той же школе, где до этого проучился три года, - поясняет Виктория. - Большинство учебников были такими же. Но вот программу по математике мы сразу выбрали другую - посоветовались с опытными практикующими педагогами. И остались довольны».
КАК БЫТЬ С ДИСЦИПЛИНОЙ?
«Чем больше общаешься с ребенком, тем более естественным для него становится послушание, и даже строгий распорядок дня уже не навевает тоску, - говорит Виктория. - Самое главное для родителей - дисциплинировать самих себя!
Мне в первые годы пришлось очень серьезно над этим поработать. Приходилось еженедельно садиться и обстоятельно планировать обучение на всю неделю, расписывать задания, продумывать планы уроков. Старшая дочь у меня уже четвертый год на семейном обучении и теперь способна сама все это делать».
А КАК ЖЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ?
«Это самый распространенный контрдовод противников системы семейного образования! - качает головой Виктория Забалуева. - На самом деле житейский опыт ребенок получает точно не в школе, а в магазине, в общении со взрослыми или совсем маленькими детьми, в поликлинике, на улице, спрашивая дорогу…
Опыт социализации - это умение ребенка реагировать на разные ситуации в жизни, и все это подразумевает крайне широкий спектр общения. А вот опыт 10-летнего сидения за партой по 6-8 часов мало где пригождается - ну разве что в армии и других местах с повышенной дисциплиной.
Вспомните свои первые ощущения, когда вы после школы пошли в вуз или техникум. Явно была растерянность. Многие первокурсники и сегодня теряются и не понимают, как же теперь эту обрушившуюся на них свободу использовать. Постоянно спрашивают друг у друга, что и когда сдавать. А почему? Потому что их не научили самодисциплине».
ЧТО В ПЕНЗЕ?
«Я все больше встречаю родителей, которые переводят детей на семейное образование не от хорошей жизни, - признается Виктория Вадимовна. - Свежий пример: семья забрала двух дочек из престижной школы, потому что у них не оставалось времени на тренировки. А девочки делают успехи в спорте, и это необходимо культивировать.
Кроме того, обучение носило лингвистический уклон, но без дополнительных занятий языками полноценного образования не получалось - того, что давали на уроках, было недостаточно.
Теперь ученицы и на тренировки успевают в удобное для них время, и языками занимаются в нужной мере… В целом в Пензе уже не менее двух десятков семей с детьми на семейном обучении».
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Ирина Жарова, психолог: «На хоумскулинг не следует уповать, если мама рассчитывает на возможность перевести дух и расслабиться. Да, при семейном обучении вам не нужно тратить время на родительские собрания, сдавать деньги на бессмысленные нужды.
Но эти плюсы никак не связаны с главным вопросом: как сделать так, чтобы ребенок учился самостоятельно? И если у вас нет четкого плана, как решить этот вопрос, то хоумскулинг быстро рискует превратиться из панацеи в проблему.
Представьте, что вам, допустим, программисту, нужно выучить учебник по истории КПСС. За это не заплатят и вас не повысят. Возьметесь учить? Вот и у детей тоже возникает логичное недоумение: зачем мне это?
В школе на этот вопрос быстро находятся ответы: «Потому что впереди контрольная», «Потому что иначе получишь два за четверть». Вот и вся мотивация. Система школьного обучения построена на принуждении.
А дома ситуация иная. Родители хотят вырастить не марионетку, а самостоятельного и уважающего себя человека. С правом голоса и правом выбора, естественно. Но на мягкие увещевания незаинтересованный в учебе ребенок не реагирует.
Семейное обучение нужно выбирать не ради облегчения жизни, а для того, чтобы освободить ребенка от ненужной рутины и дать ему возможность максимально раскрыть свой потенциал.
Главная беда школьной программы в том, что она не обучает нужным в реальной работе умениям. Современные требования к сотрудникам давно вышли за рамки умения работать от звонка до звонка.
И, разумеется, не стоит ввязываться в столь ответственный проект, если уровень образования мамы и папы недостаточен. Иначе спустя пару месяцев им придется признать свое педагогическое бессилие».
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 2, 8 января 2019 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024