Начался учебный год, и у родителей школьников и дошколят появились новые вопросы. Как мягче адаптировать ребенка к школьной нагрузке? Что делать, если первоклассник плохо читает? Как сделать так, чтобы дети сами учили уроки? Об этом и многом другом в ходе прямой телефонной линии читателям «МЛ» рассказали логопед Наталья Денисова и психолог Дарья Мельникова.
- Ребенок пошел в первый класс. Как мягче адаптировать его к школьной нагрузке? Как воспитать чувство ответственности, не ломая?
- В первую очередь контролировать собственные эмоции. Спокойная домашняя обстановка - залог комфорта первоклассника.
Ребенок допустил ошибку? Вместе проанализируйте ее, задавая больше открытых вопросов. Пусть поразмышляет, почему так вышло, что он сделал не так в задании, как это можно исправить.
Поощряйте ребенка на рассказ о школьном дне. Интересуйтесь, с кем он подружился, над чем смеялись на переменке, во что была одета учительница - воспоминания должны вызывать эмоции.
Для воспитания ответственности не давите на ребенка. Забыв однажды учебник или вторую обувь, в следующий раз он осознает, что надо все складывать с вечера. Подскажите школьнику, как планировать время, распределять задания по сложности, но не предлагайте ему готовых решений (не делайте все за него).
Приготовление домашних заданий лучше дробить на отрезки по 20-30 минут, дольше ни один первоклассник добровольно не просидит. В перерывах пусть школьник сделает разминку, «побесится», погуляет. Очень хорошо сочетать учебу в начальной школе с плаванием.
Не делайте за ребенка уроки - лучше помогите наглядно понять то, что пока сложно. Проиллюстрируйте настоящими фруктами задачку про яблоки или покажите, что из себя представляют дроби, на примере круглого домашнего пирога.
И помните: исследования доказали, что нагрузку на детей в 1-м классе можно по объему сравнить с нагрузкой, которую получает космонавт при подготовке к полету!
- Может ли кесарево сечение негативно повлиять на развитие речи или мышления у ребенка?
- Негативное влияние отмечается не всегда. Но это одна из предпосылок поздней речи или ее нарушений: проходя через родовые пути, головка ребенка сжимается, затем резко расслабляется, и это стимулирует нужные отделы мозга. При кесаревом сечении такого «массажа» не случается, да и происходит эта операция нередко раньше срока по медицинским показаниям, когда мозговые отделы еще, возможно, не успели полностью развиться.
Но в любом случае все нюансы речевого развития корректируются планомерной работой логопеда.
- Если в семье присутствуют люди с нарушением речи (картавость), может ли это повлиять на речь ребенка в будущем?
- Может, но не в ста процентах случаев. Заимствование речевых особенностей может произойти, если ребенок эмоционально подражает любимому взрослому, например папе, хочет быть на него похожим. В таком случае нужно мягко объяснить: «Да, папа у нас замечательный! Но у него есть маленький речевой дефект, и он очень хочет от него избавиться. Помоги папе: говори правильно, и пусть он тоже исправится». Занимаясь упражнениями на постановку звука «р», предложите ребенку поучить и папу заодно.
- Сейчас много говорят о том, что современные дети плохо читают. Вы тоже это замечаете?
- На мой взгляд, есть более серьезная проблема: дети плохо пишут от руки. Да что дети - и многие взрослые уже разучились это делать: все набирают на клавиатуре. А ведь развитие графомоторики - это в том числе и профилактика старческой деменции! Очень важно больше рисовать с ребенком - это лучшая подготовка к письму. Развивая обе руки, мы повышаем активность обоих полушарий мозга и распределяем между ними нужные функции.
Например, на своих занятиях мы используем упражнение, которое в игровой форме помогает подготовить руку к письму.
Возьмите длинный лист бумаги (можно склеить несколько вместе), расставьте игрушки так, чтобы их можно было легко обрисовать. Приготовьте разные виды пишущих предметов (ручки, мелки, карандаши, фломастеры, краски), чтобы ребенок мог выбрать. Предложите ему обводить контур игрушки, не отрывая руку от бумаги. Получится своеобразная дорожка с петлями. Сделайте такое упражнение для правой и левой руки.
По мере продвижения предлагайте ребенку оформить свой распорядок дня, нарисовать и подписать открытку для родных, зафиксировать на бумаге рецепт вкусного торта, который вы испекли на праздник, - такие практические задания дети воспринимают лучше, чем однообразные прописи.
- Как понять, что ребенку пора к логопеду? Меня тревожит, что 2-летний ребенок до сих пор молчит, но свекровь уверяет, что и ее сын (мой муж) поздно заговорил и тревожиться не о чем…
- Вы правы, свекровь - нет. Если у ребенка до двух лет не появились простые слова («мама», «биби»), это повод показать его специалисту. Даже более маленьких детей стоит сводить к неврологу и логопеду, если, например, у ребенка до года совсем нет лепета.
Поводами наведаться за консультацией с более взрослыми детьми служат гнусавость, замена одних звуков другими («вампа» вместо «лампа»), неверное произнесение звуков, запинки (первый шаг к заиканию!), сложности с запоминанием букв и цифр, односложные ответы на вопросы, проблемы с чтением и письмом в начальной школе.
- У ребенка (ему год) очень короткая подъязычная связка (уздечка). Помню, в моем детстве такие вещи оперировали. А что вы думаете?
- Как правило, коррекцию подъязычной связки делают в палате новорожденных, не откладывая на более позднее время. Если момент упустили, то пластику подъязычной связки делают в детской стоматологической поликлинике до 3 месяцев или после 4-5 лет, так как идет формирование кровеносных сосудов в этой слизистой складке.
Но я бы не советовала спешить: во-первых, разрез может зарубцеваться и причинить еще большие неудобства. А во-вторых, с помощью специальных упражнений уздечку можно растянуть естественным образом, и оперировать не придется.
Ксения Ивановская
«Молодой ленинец», № 36, 3 сентября 2019 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024