Пензенские спасатели: каждый выезд - риск для жизни

Лавины, пожары, наводнения, авария на ТЭЦ - все эти ЧП есть в послужном списке пензенских спасателей. Причем суперспособности этих людей распространяются не только на Сурский край. В 1990-е они выезжали и в другие регионы, где не хватало своих специалистов.

Корреспондент «МЛ» побывал на центральной базе поисково-­спасательной службы ГУ «Пензенский пожарно-­спасательный центр» (ППСЦ) и выяснил, чем сегодня живут пензенские супергерои.

ИЗ ТУРИСТОВ В СУПЕРМЕНЫ

К 9 утра подхожу к Лермонтова, 34. Территория по всему периметру обнесена решетчатым забором, зайти можно, только позвонив в домофон. Почуяв запах постороннего, две большие собаки начинают громко лаять. «К нам прибились две дворняжки, мы их и оставили у себя в качестве охранников», - объясняет молодой парень, открывая мне дверь.

Возглавляет филиал ГУ ППСЦ Александр Стульников. «Мы все пришли сюда из туризма, - рассказывает он. - Раньше здесь был туристический клуб при профсоюзах. При нем работала школа подготовки туристических кадров.

Ежегодно приходило 100-150 человек, которые делились на группы в зависимости от выбранного вида туризма (горный, пешеходный, водный, лыжный и пр.). По выходным отправлялись в тренировочные походы. А завершалось обучение крупными экспедициями, например, в район Западного Тянь­-Шаня.

Именно там пензяки познакомились с местной контрольно-­спасательной службой. А в 1981 году был организован свой общественный спасотряд в Пензе, который выезжал на подмогу коллегам в горы Западного Тянь­-Шаня».

Крупной проверкой для наших земляков стало землетрясение в Армении в 1988 году. С задачами справились на отлично. А заодно подивились, какие там оснащенные, обученные службы, даже с собаками. «По рассказам Геннадия Кабанова, у ребят был только голый энтузиазм - работали на общественных началах, хотя сноровки было даже больше, чем у оснащенных спасателей», - рассказывает Александр Александрович.

После этого инициативная группа опытных туристов собралась в Москве, Пензу представлял легендарный Геннадий Кабанов. Как следствие, появился российский корпус спасателей, который возглавил Сергей Шойгу. В 1991 году образовался ГК ЧС.

А согласно постановлению Правительства РФ № 528 от 28 июля 1992 года родилась Пензенская поисково­-спасательная служба на базе общественного оперативно-­спасательного центра «Пенза». Ребятам стали платить зарплату из федерального бюджета и обеспечивать необходимым оборудованием и инструментами.

…Последние 16 лет ПСС финансируется из областной казны. Вся отделка в здании базы сделана руками самих спасателей. В паузах между спасением жизней они ремонтируют аварийно­-спасательное оборудование.

Помимо «штаба», у службы есть еще три спасательные станции на воде - в микрорайоне Шуист, на острове Пески и на Сурском водохранилище. Всего в штате 64 человека.

ГЕРОЙСКИЕ БУДНИ

«Первый раз я спасал жизни на Северном Тянь­-Шане - мы совершали поход третьей категории. Тогда местной контрольно-­спасательной службе потребовалась помощь. На подмогу местным спасателям из моей группы отправились шесть крепких ребят, - рассказывает Александр Стульников.

- В горах на леднике разбился парень, его срочно нужно было транспортировать, а погода стояла плохая. Даже вертолет подлететь не мог! Нас довезли до определенной точки, и мы с местными коллегами шли всю ночь. Лишь к утру добрались до места трагедии, парень был жив, но сломал себе ноги. В течение дня по горному рельефу его транспортировали до автодороги. К счастью, его удалось спасти.

Похожий случай был с девушкой на Западном Тянь­-Шане: она поскользнулась на крутом снежнике и в падении своим ледорубом проткнула брюшину, началось внутреннее кровоизлияние. Пензенские туристы изготовили носилки, на которых девушку несли вдоль склона, затем организовали навесную переправу через горную реку, донесли до места, куда мог приземлиться вертолет».

В числе первых пензенских спасопераций был случай в больнице на Пионерской. Мужчине стало плохо. Его положили на каталку, чтобы оказать помощь. «Но в тот момент у человека в мозгу что-то перемкнуло, и он отчего-то решил, что сейчас его будут разбирать на органы, - разводит руками Александр Александрович.

- Он умудрился сигануть из окна на пожарную лестницу и залезть на крышу. Мы приехали, давай лезть за ним, а он от нас снова удирает на лестницу: встал на уровне третьего этажа и кричал, что сбросится, если к нему кто-то приблизится.

В такие моменты не до раздумий: действовать нужно решительно. За углом ребята надули резиновую лодку, а над ней натянули палатку - все вынесли под лестницу, а я подобрался к виновнику переполоха с внутренней стороны лестницы.

Он стал ногами наступать мне на пальцы, но я терпел и все-таки долез до него. Уговаривал, но он отказывался спускаться. Тогда мы с ребятами переглянулись, и я подтолкнул его на растянутую палатку. Человек, конечно, остался жив. Да еще цел и невредим».

Даже у повидавших всякое мужчин некоторые истории вызывают особый душевный трепет. Речь идет о случаях, когда дело касается детей. Шесть лет назад в Каменском районе в лесу потерялся 4-летний ребенок - как Колобок, убежал со двора дома бабушки с дедушкой. Приехали полицейские с собакой, прибыли и спасатели.

Пес взял след и задал направление поисков. «Цепочкой мы пошли через заросли и поле навстречу надвигающимся сумеркам, - вспоминает Александр Стульников. - Облазили все заброшенные дома, все ямы и подвалы. И вдруг в районе небольшой речки в грязи я заметил отпечаток детской ножки. Мы разделились и пошли прочесывать болотистый лес. К тому моменту наступила уже полная темень.

Я брел, брел, и вдруг мне послышался тоненький всхлип. Через две-­три минуты он повторился, и мы ломанулись на звук. Бежали через кусты, болота, кочки, в воде по колено…

Нашли мальчишку сидящим на бугре. Непонятно, как он вообще прошел туда. Сидел промокший до костей и дрожал от холода. Укутали его в бушлат и понесли в деревню. А там нас встречает весь честной народ - аплодисментами!..

Теперь его бабушка каждый год 27 декабря звонит мне и поздравляет с Днем спасателя. Если бы я не услышал тот всхлип, все могло бы закончиться по-другому… Для таких случаев нам крайне необходим квадрокоптер с тепловизором - это значительно облегчит поиски потеряшек».

СВЯТАЯ СВЯТЫХ

«Это наш учебный класс, а здесь - комната оперативного дежурного. Он принимает вызовы, контролирует выезды, следит за камерами на территории, - ведет меня по базе начальник отряда дежурной смены Сергей Ступников. Он работает здесь больше 15 лет. - Сигнал о ЧП может поступить от единой диспетчерской службы (112), от скорой помощи, от ГИБДД, от ЦУКС МЧС России по Пензенской области, от очевидцев».

На столе у дежурного - три телефона, сотовый, две радиостанции и компьютер. На нем установлены Яндекс­ и Google-­карты. Иногда по картам можно вывести заблудившегося в лесу человека без выезда на место.

С серьезным рабочим местом соседствуют рисунки детей спасателей и памятные фотографии. Среди них есть снимок водолаза, погибшего при исполнении… На стене напротив - внушительная коллекция наград, медали за спасательное пятиборье.

Проходим ряды серых шкафов, в них хранятся костюмы химзащиты. «У нас как-то из цистерны железнодорожного вагона выплеснулась кислота - тогда они нам и пригодились», - говорит мой провожатый.

Главная сокровищница базы - оперативный склад. Здесь хранится ценнейшее оборудование: водолазные костюмы, баллоны, взрослый и детский манекены, дыхательные аппараты, надувные лодки, гидравлический аварийно-­спасательный инструмент, приборы разведки и пр.

Есть столовая с маленькой кухней. Мужчины приносят еду из дома, разогревают в микроволновке, сами моют посуду. В углу висит гитара, но она больше для вдохновения - играть на ней некогда. В 11:00 - короткое чаепитие, в 14:00 - обед. Еще раз хлебнуть чайку можно в 17:00. Но если в это благословенное время прозвучит сигнал «На выезд!», выезжают незамедлительно…

САМОЕ СЛОЖНОЕ - ВОВРЕМЯ УСПЕТЬ

«А это у нас Дмитрий Сергеевич. Он очень любит правду, за нее и страдает. Говорит все прямо, со всеми ругается. Исполнительный. При звуках флейты теряет самообладание, очень любит рыбий жир», - смеется Сергей Анатольевич, глядя на одного из спасателей. Подтрунивание друг над другом - хорошее средство, чтобы не сойти с ума от напряженной работы.

Дмитрий Сорокин работает в ПСС уже 12 лет. Свой первый вызов он помнит по сей день. «В Кузнецком районе в страшный гололед столкнулись легковая машина и микроавтобус. Водитель автобуса выжил, а девушка в машине погибла. У нее все было переломано, кости торчали в стороны. До сих пор помню ее лицо… Было тяжко. Но со временем и к таким вещам привыкаешь».

По признанию спасателей, самое сложное в их работе - вовремя успеть туда, где нужна помощь. Но еще сложнее смириться с тем, что человека спасти не удалось по объективным причинам.

…Порой судьба подкидывает спасателям и комичные случаи - чтобы, как говорится, не расслаблялись. «Нам поступил сигнал от полиции: из квартиры доносится трупный запах. Когда мы подъехали, действительно пахло разлагающимся трупом.

Вскрываем дверь - везде все чисто, убрано, но никого нет. Зато на кухне распахнутый холодильник, а в нем протухший кусок мяса! Оказалось, хозяйка квартиры уехала к родственникам, отключила электричество в целях экономии и забыла, что морозильник полон», - вспоминает Сергей Ступников.

«Если вспоминать каждый выезд, то чокнуться можно», - признаются спасатели. Но у них есть своя отработанная методика антистресса: вешая после смены спецовку в шкаф, каждый ритуально оставляет там и весь негатив, накопленный за день. Домой негатив стараются не нести.

Анастасия Кузнецова

«Молодой ленинец», № 39, 24 сентября 2019 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»

4 октября 2019, 14:06

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024