Новый сезон пензенский драматический театр отметил двумя премьерами – «Так и будет» и «Чума на оба ваши дома!». А заслуженный артист России Сергей Казаков отметил своеобразный юбилей – 10 лет на посту художественного руководителя Пензенского драматического театра. «МЛ» поздравил Сергея Владимировича с круглой датой и попросил поделиться воспоминаниями об этом десятилетии.
ПЛАКАЛ ВЕЧЕРАМИ
«Вопрос, как я смотрю на то, чтобы стать худруком драмтеатра, мне задали, еще когда был жив занимавший этот пост Виктор Владимирович Огарев, - вспоминает Сергей Казаков. - Однако все причастные были в курсе, что Огарев тяжело болен и нужно искать ему замену.
Тогда я отказался. Но за несколько дней до смерти Виктор Владимирович сказал мне: «Не бросай театр!» То есть оставил его на меня. И только после этих слов я сел в кресло худрука. А перед этим, конечно, с коллективом поговорил…
На самом деле, для меня это оказался мучительный переход. Еще вчера ты был просто актером, порхал свободный, как бабочка, а тут вдруг на тебе оказался целый театр со всеми его проблемами. Года полтора я ощущал дикое одиночество, давление всей этой махины, доходило до того, что я просто сидел здесь вечерами и плакал.
Скажу честно, у меня за эти 10 лет не раз возникало желание все бросить, уйти обратно в актеры, только в прошлом году раза три такое случалось. У меня такая экспрессивная натура, что я часто впадаю в депрессию, нередко плачу, особенно когда смотрю грустный фильм, или, бывает, легко впадаю в гнев… Для творческого человека это обычная вещь. И приходится себя ломать, убеждать, что за тобой – люди, которые на тебя надеются.
В 2010-м в репертуаре театра не набиралось и 8 спектаклей, в труппе осталось всего 16 человек. Театр практически одновременно лишился всех народных артистов: умерли Лозицкая и Тамбулатова, Каплан уехал в Израиль.
Первое время я просто не знал, за что хвататься. И здесь мне неоценимую помощь оказал директор театра Александр Фомин. Плюс взял заведующим литературной частью Виталия Соколова.
В числе неотложных был квартирный вопрос. Мы с Александром Владимировичем добились, чтобы комнаты в гостинице театра, которые изначально были предназначены для гастролеров, отдали нашим актерам. Тем более что мы сделали ставку на молодежь, сразу же пригласили 9 выпускников театрального отделения Саратовской государственной консерватории, из других городов актеры тоже приехали, и их нужно было где-то размещать.
Вместе с молодой труппой у нас омолодился и репертуар. Сегодня все те, кто 10 лет назад пришел в наш театр, являются мастерами сцены, никто из них не затерялся в ведущих московских театрах.
Мы каждый год берем молодых актеров, потому что те, кто был молодым 10 лет назад, сегодня уже перешли в среднюю возрастную категорию.
В этом году, кстати, губернатор выделил театру 6 служебных квартир. Если актер прослужил в театре 7 лет, он получит право эту квартиру приватизировать, так что стимул у ребят есть.
При мне пензенский драмтеатр впервые выехал за рубеж, - продолжает Сергей Казаков. - А в Израиле мы стали первым провинциальным театром, приехавшим на гастроли. Для этого мы с моим двоюродным братом придумали фестиваль «Театральный дивертисмент», я стал его президентом. После нас поехали и другие провинциальные театры.
Как актер я продолжаю выходить на сцену, не могу ее бросить, также являюсь мастером двух курсов для заочников в Московском институте театрального искусства им. Кобзона, работаю там два раза в год по 12 дней. Там же, кстати, преподают Роман Виктюк, Даниил Спиваковский, Валерий Афанасьев…»
ПОДАРОК СУДЬБЫ НА ЧЕРДАКЕ
В околотеатральной среде уже давно ходят слухи об экстрасенсорных способностях худрука пензенского театра. И мы просто не могли не расспросить его об этом.
«Я потомственный экстрасенс, - подтвердил Сергей Казаков, - Владея гипнотическими способностями, я могу весь зал держать под своим контролем, и ни один зритель этого не заметит.
У меня прадед и дед были знахарями, через них этот дар передался и мне. Помню, приехал я однажды в Смоленскую область к бабушке, там в деревне было старое имение. Я лазил по развалинам и на чердаке нашел… рукопись с заговорами. Так что в этом плане я человек подкованный, еще ребенком мог заговорить, например, зубную боль.
Еще в школе я начал изучать труды Рудольфа Штайнера и Михаила Чехова. Уже к выпускному классу знал о системе ДЭИР (дальнейшее энергоинформационное развитие), развивал так называемый второй круг внимания. То есть приходил домой, заставлял родителей менять местами книги в нашей большой библиотеке, а потом говорил, каких книг они касались.
Когда я начал заниматься в театральном, в моде была система Михаила Чехова, с которой я уже был знаком, - расширение энергетического пространства, увеличение эфирного тела. К примеру, если актеру нужно сыграть короля, он представляет себя им и проживает эту роль на сцене с помощью воображения. Сейчас я сам преподаю эту систему начинающим актерам.
Помню, как тренировал органы чувств - глядел в окно соседнего дома и чувствовал запахи готовившейся там еды. Со временем так разработал обоняние, что не мог ездить в общественном транспорте, находиться в большом скоплении людей - меня их запахи просто выворачивали наизнанку. Пришлось учиться блокировать это чувство, в том числе приобретя привычку обливаться парфюмом.
Между прочим, во время работы в одном из пензенских казино в мои обязанности входило блокировать, чистить энергию алчности. Представьте, сколько людей, и все хотят выиграть, обогатиться. Это темная энергия, которая в какой-то момент достигла такой концентрации, что обрела сущность и чуть ли не погром устроила в казино! Там фотографии падали со стен и стулья переворачивались. К счастью, мне удалось с ней справиться, больше я не позволял этой энергии достигать такого уровня концентрации».
Свой дар внушения Сергей Казаков предложил испытать и на корреспонденте «МЛ».
«Вот четыре маркера разного цвета, - сказал Сергей Владимирович. - Выйди за дверь, потом сразу же заходи обратно и называй любой из четырех цветов, который придет тебе на ум. Маркер будет лежать внутри вот этого дневника, а остальные три я спрячу в ящик стола».
Каково же было удивление журналиста, когда он сказал: «Желтый» - и хозяин кабинета, раскрыв дневник, показал ему маркер соответствующего цвета. Три других действительно лежали в ящике стола. Невольно подумалось, что художественному руководителю театра впору, как когда-то Вольфу Мессингу, выступать с психологическими опытами по чтению мыслей зрителей.
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 41, 13 октября 2020 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024