Переезжая по программе переселения в 2017 году из старого дома в Ахунах в новостройку в поселке Заря, пенсионерка Вера Петровна Котельникова и не догадывалась, какие жестокие испытания ждут ее и старшую сестру. Тем более что поначалу жилье по адресу: улица Новоселов, 114, - казалось неплохим, и Вера Петровна на радостях даже приватизировала квартиру. Сейчас она горько сожалеет об этом поступке…
«Проблемы начались года два назад, - рассказала пенсионерка корреспонденту «МЛ». - Когда мы впервые услышали треск в стенах, думали, дом начал рушиться. Потом в комнатах стали появляться трещины. В спальне одна из них идет от потолка до пола и дальше к соседям. И теперь треск преследует нас постоянно. А пойдемте, я вам наш туалет покажу».
Туалет, на стене которого красуется замазанная кое‑как трещина, встречает нас таким холодом, словно мы моментально переместились на улицу. Оказывается, вентиляция здесь работает таким причудливым образом, что не вытягивает воздух наружу, а, напротив, затягивает его с улицы. Зимой, отправляясь в туалет, людям приходится тепло одеваться. Когда же на улице теплеет, потолок и стены начинают покрываться плесенью.
«Откуда к нам только комиссии не приходили, - разводит руками Вера Петровна. - Из мэрии были, из прокуратуры были, даже из Москвы проверяющие приезжали… А воз и ныне там! Похоже, так нам и придется доживать свои дни в этом доме, возведенном горе-строителями. Если, конечно, доживем, потому что такое чувство, что рухнуть он может в любой момент».
Переехавший по программе расселения в тот же дом Сергей Фомичев также столкнулся с многочисленными проблемами.
«Нам еще повезло, что у нас квартира на втором этаже, - говорит он. - Когда въехали, я сразу обратил внимание на то, что окна заделаны монтажной пеной кое‑как, дуло из всех щелей. В итоге пришлось самому щели запенивать.
Главная беда - с вытяжкой, которая работает почему‑то наоборот. Иногда заходишь в туалет - все в дыму. Это соседи сверху курят в своем туалете, а весь дым идет к нам. Я уж не говорю о трещинах в подъезде и на межкомнатных перегородках».
В расположенном по соседству доме № 111 та же история. Пенсионерка Татьяна Александровна Панченко живет в угловой квартире на первом этаже, куда переехала два года назад с улицы Комсомольской. В ванной комнате, на стенах и под потолком - пятна серой плесени. С вентиляцией - та же самая беда: она работает в обратную сторону.
На 5-м этаже обитает уже, можно сказать, старожил. Лев Манусевич переехал в этот дом четыре года назад, а через два года начали трескаться стены. Мужчина показывает трещину в подъезде, при виде ее находиться здесь становится страшновато.
Дом № 110 находится в таком же бедственном положении. На днях во всех этих строениях был введен режим ЧС и начались работы по укреплению фундаментов. Но жильцы все равно опасаются, что дома разрушатся и посреди зимы им некуда будет идти.
Напомним, что дома в Заре предназначались для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Через некоторое время после сдачи в эксплуатацию в стенах появились трещины, были выявлены и другие проблемы.
После неоднократных обращений во всевозможные инстанции была достигнута договоренность об устранении дефектов в конструкциях зданий. Жильцов более чем 20 квартир решили переселить в другие помещения.
В декабре 2018 года было возбуждено уголовное дело по признакам халатности. В суд на рассмотрение оно поступило 8 мая 2020 года. Однако 4 июня стало известно, что производство прекратили из‑за истечения срока давности, который составляет два года.
Летом приступили к устранению дефектов в строениях на улицах Новоселов и Сузюмова. Однако жители микрорайона Заря продолжили жаловаться на бездействие городских властей.
На недавней пресс-конференции глава Пензы Владимир Мутовкин так прокомментировал ситуацию с проблемными домами в Заре: «Там те же дефекты, которые и были, существенного ухудшения нет. Укрепляется фундамент по одному дому, сейчас стоят маячки уже. Подрядная организация докладывает, что фундамент стабилизировался. Например, по 110‑му дому на улице Новоселов угроз нет…
По всем остальным домам ситуация не такая сложная. Заложены в бюджете деньги на дальнейшее производство работ…
На момент приема этих домов никаких дефектов не было обнаружено. Потом начал проседать фундамент. По заключению соответствующих экспертиз, там грунты пластичные на определенной глубине, которые не позволяют делать такой фундамент.
Сейчас идет укрепление фундамента. По информации от производителя работ, в некоторых местах сваи заглубляются на 14 метров. То есть там не стоит вопрос о ненадлежащем контроле. А вот произошла такая ситуация».
Даниил Франк
«Молодой ленинец», № 50, 15 декабря 2020 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024