На вопросы читателей «МЛ» отвечает начальник УГИБДД УМВД России по Пензенской области полковник полиции Антон Шматков.
- Год от года в Пензе и области становится все больше транспортных средств. А основные городские дороги прокладывались еще в 1960‑е годы. Отсюда - пробки, заторы, аварии. Но автомобилисты все равно говорят, будто есть участки трасс, где ДТП происходят особенно часто. Насколько это верно?
- Сначала об автомобилях. По состоянию на 1 января 2022 года в Пензе и области насчитывалось 493 115 различных транспортных средств, и это без прицепов. А ежегодный прирост авто составляет примерно 11 000.
Теперь о ДТП на дорогах. Как правило, аварийно опасный участок - это участок дороги, не превышающий 1 000 метров вне населенного пункта или 200 метров в городе, поселке, деревне, либо пересечение трасс, где в течение одного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более аварий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.
По итогам 2021 года на автомобильных дорогах Пензенской области сложилось 33 места концентрации ДТП. На сети ФАД зарегистрировано 7 очагов аварийности, на региональной автодороге - 1, в границах областного центра - 25. Так, к примеру на федеральной автодороге М5 «Урал» на 601-м км (Мокшанский район) произошло 3 ДТП, в которых 1 человек погиб и 6 получили ранения, а на 606‑м км (Мокшанский район) имели место 4 ДТП с 5 ранеными.
Чтобы уменьшить или вообще ликвидировать очаги аварийности, в адрес владельцев автодорог направляются предложения о необходимости проведения инженерных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению ДТП.
Приведу и свежую статистику: за 2 месяца 2022 года на территории Пензенской области зарегистрировано 184 ДТП, в которых 17 человек погибли и 251 получили ранения. С участием водителей в состоянии опьянения случилось 4 ДТП, с участием пешеходов - 48, с участием детей-пассажиров - 15, с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет - 24. Почти половина аварий произошла в темное время суток.
- Сколько в Пензе камер видеонаблюдения?
- На сегодняшний день в Пензе и области 148 камер видеонаблюдения, из которых 137 - стационарные и 9 - передвижные.
- Лично у меня складывается ощущение, будто брошенные на городских улицах и придомовых территориях машины Госавтоинспекцию не интересуют. А ваше мнение?
- Попробую прояснить ситуацию. Во-первых, что вы подразумеваете под словами «брошенное авто»? Если машина стоит в разрешенном месте, а ее владелец уехал в отпуск, командировку, находится на больничном или лежит в стационаре, то нарушения ПДД нет. Какие претензии могут возникнуть у инспектора?
Другое дело - внутридворовые территории. Но и здесь не все подведомственно ГИБДД. Если автомобиль припаркован на газоне, то прерогатива разбираться с такой машиной принадлежит районной администрации.
- Уже надоели бесконечные проверки водителей инспекторами без видимой на то причины! Едешь утром на работу, а с двух сторон гаишники жезлами размахивают, останавливая все авто без исключения. Буквально по пояс в салон лезут с вопросом типа «как ваше здоровье?». И, пока инспектор носом почувствует, что ты не пьян, люди теряют драгоценное время. Зачем все это?
- По статистике, большинство водителей в состоянии алкогольного опьянения выявляются под выходные, в праздники и после них. Кстати, о массовых проверках на предмет выявления водителей в состоянии нарко- или алкоопьянения ГИБДД всегда объявляет заранее. А как еще выявить пьяных за рулем? Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям Пензенской области с просьбой сообщать о подобных инцидентах. Звоните по телефонам: 59‑90‑02, 59‑90‑03, 59‑90‑04, 59‑90‑72. Причем сообщать следует не только о водителях - о пешеходах тоже.
У нас был случай, когда пьяный пешеход упал на проезжую часть дороги и заснул в темное время суток. В итоге он погиб. А потом выяснилось, что мужчину видели многие, но никто об этом не сообщил. Другой такой нарушитель и вовсе тормозил телом проезжающие авто. Если бы граждане сообщили об этом ЧП, ДТП бы попросту не случилось.
- Вправе ли водитель, если его остановил инспектор ГИБДД, снимать того на камеру телефона?
- Да, такое право у автомобилиста есть. В случае если сотрудник ГИБДД повел себя неадекватно или нарушил закон, водитель вправе предъявить эту видеосъемку в вышестоящих инстанциях. Однако выкладывать подобное видео в Сеть вряд ли стоит, поскольку теперь уже инспектор может подать иск в судебные инстанции.
Подчеркну, что все действия каждого нашего инспектора фиксирует его же камера, так что вряд ли наш сотрудник может нарушить права автомобилиста.
- Антон Витальевич, я водитель с 30‑летним стажем и не понаслышке знаю, что автолюбители в подавляющем большинстве соблюдают ПДД. А вот пешеходы… Вы как‑то боретесь с такими нарушителями?
- Конечно, за минувший год к ответственности привлечены 4 988 пешеходов. И подавляющее большинство из них - пожилые люди, которые, как правило, переходят проезжую часть там, где им заблагорассудится. Да, мы не всегда штрафуем бабушек и дедушек. На первый раз проводим профилактическую беседу и предупреждаем об ответственности.
И как контрдовод: за непропуск пешеходов на переходе оштрафованы 1 957 водителей. Цифра тоже немалая.
- Говорят, что на службу в ваше управление можно устроиться только по великому блату. Проясните ситуацию.
- В действительности дела обстоят иначе: мы на постоянной основе ведем работу по комплектованию кадров УГИБДД. Только в ДПС у нас 37 вакансий. Критерии отбора - годность к службе по состоянию здоровья, желательно высшее образование и служба в армии. Должности у нас все офицерские. Выслуга - сутки за полтора. Принимаем и женщин, рассматриваем каждую кандидатуру.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 11, 15 марта 2022 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024