После того как ГД РФ приняла закон о введении единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), в редакцию поступило много звонков от родителей школьников. Вопросов у них немало. Однако основные - как поменяется школьная программа, будут ли разработаны единые для всех учебники и не приведет ли реформа к снижению качества образования? Поэтому на очередной круглый стол в редакции «МЛ» мы пригласили начальника управления образовательной политики в сфере общего и дополнительного образования Министерства образования Пензенской области Ирину Викторовну Барыкину, заместителя председателя Пензенской областной организации профсоюза работников народного образования Игоря Николаевича Утемишева, директора центра технологии управления и методической работы института регионального развития Пензенской области Надежду Васильевну Стромакову и ответственного секретаря общественной организации «Совет ветеранов работников образования» Людмилу Геннадьевну Ярмолович.
Российское образование отказалось от многого и очень правильного из советского наробраза, например, от сильнейшей олимпиадной подготовки и качественной квалификации учителей. А реформаторы накачивают школы всевозможными инновациями типа планшетов вместо учебников, да и учебников по одному и тому же предмету десятки, при этом ЕГЭ без репетитора не сдать... Может быть, поэтому и назрела необходимость поменять школьные программы?
Игорь Утемишев: «Вы правы, сегодня поступает много жалоб от представителей родительского сообщества. Так, при переводе ребенка из одной школы в другую даже в одном и том же городе постоянно возникают вопросы несоответствия школьных программ. И вот, помимо стресса адаптации к новой школе, новому классу детям приходится догонять в учебе своих новых одноклассников, а родителям - нанимать репетиторов, дополнительно заниматься с ребенком после работы.
Когда в школе классы учатся по разным учебникам, это вносит хаос в обучение. Школьники сталкиваются с тем, что на олимпиадах и контрольных попадаются задания по темам, которые они даже не проходили. Принятие закона однозначно повысит доступность качественного образования для детей вне зависимости от места их проживания».
Людмила Ярмолович: «Введение единых ФООП - образец, мерило, некий стержень или база. Во-первых, это нужно, чтобы гарантировать качество образования, чтобы гражданин в любой точке страны мог получить единые базовые основы образования, чтобы в случае переезда он мог продолжить получать образование, не выбиваясь из процесса. Есть и формальная сторона: освоение общеобразовательной программы - залог того, что ребенок получит качественное образование. А мерилом этого качества и является государственный стандарт».
Надежда Стромакова: «Закон вводит единый стандарт качества школьного образования - как программ, так и учебников. Он призван облегчить жизнь учителей, родителей и детей, поскольку уходит в прошлое вариативность образования. Также это позволит избежать случаев, когда дети учатся по пособиям, содержащим ошибки или неправильно трактующим, например события истории. Кроме того, принятие единого стандарта позволит решить проблемы родителей с необходимостью нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. Да и итоговая аттестация будет также проводиться только на основании этих программ: дети будут отвечать на экзаменах только на те вопросы, которые они изучали в течение всего своего обучения. По сути мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство».
Ирина Барыкина: «Уже со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования. Разрабатываться и утверждаться они станут Министерством просвещения РФ. Сделано это будет до 1 января следующего года, чтобы новый закон заработал уже с 1 сентября. Вводится и новый порядок разработки школьных учебников. Госзаказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения, которое также и утвердит авторские коллективы учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ. Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Также будут введены обязательные для исполнения федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы».
- А как быть с тем, что десятки лет нам говорили, будто школа всего лишь оказывает образовательные услуги?
Ирина Барыкина: «Когда школа и образование воспринимаются как рынок услуг, это не приводит ни к чему хорошему. У школьника формируется представление, что учитель - это поставщик услуг, обязанный подготовить ребенка к ЕГЭ и не быть скучным. В такой ситуации в итоге страдают все - учителя, ученики и родители. Школа ни в коем случае не должна превращаться в поставщика образовательных услуг - это ведет к гибели образования.
Людмила Ярмолович: «Возможно, те, кто клянет советскую систему образования и с пеной у рта ратует за болонскую систему обучения, мне не поверят, но в СССР были весьма успешные методики образования! Недаром Советский Союз возглавлял многие рейтинги. Давно пора оглянуться назад и вспомнить это хорошее. Те же Финляндия, Япония, Китай взяли лучшее из советского образования, и именно на них мы сейчас смотрим с завистью. Никто не спорит, что советское образование в чем-то устарело, но в свое время оно было весьма достойным. И разве плохо было, когда школа была вторым домом, первый учитель - второй мамой? А ведь сегодня эти слова звучат нереалистично. Так почему бы вновь не сделать школу местом, где всем будет хорошо - и учителям, и ученикам?»
- А репетиторство с первого класса - это дань моде или все же необходимость, чтобы подтянуть знания ребенка?
Людмила Ярмолович: «Я бы сказала, что это бизнес. Я больше 40 лет проработала в школе, где каждую неделю учителя-предметники отчитывались о проведенных дополнительных уроках с учениками. Сейчас же это переложили на частные центры, а порой тот же учитель из школы занимается с детьми после уроков, но платно. Хорошо сохранилась еще система продленки, где дети занимаются также творческой работой.
Кстати, внеурочной деятельности в новых стандартах уделено особое внимание - это развитие школьного хора, театра и целых творческих коллективов».
- Хорошо, ФООП - это здорово, однако как быть частным школам, гимназиям, лицеям и иже с ними, у которых собственные методики? Получается, что все учебники подлежат замене?
Надежда Стромакова: «Основные общеобразовательные программы станут обязательными абсолютно для всех российских школ. И не имеет никакого значения, государственные они или частные. Дети вне зависимости от того, живут они в крупном городе или в поселке и сколько зарабатывают их родители, должны иметь возможность получить качественное образование.
При этом за школами сохраняется право разрабатывать собственные образовательные программы. Важно только то, что их содержание и планируемые результаты «...должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ» - именно так указано в законе».
Ирина Барыкина: «Замена учебных пособий будет проходить постепенно: для этого предусмотрен переходный период. Учебники, которые по состоянию на 31 декабря 2022 года будут входить в перечень разрешенных в школах, будут продолжать использоваться в течение всего срока действия экспертных заключений - в течение пяти лет.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты поднимали вопрос доступности новых учебников для школ. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заверил, что новый порядок разработки учебников сделает их дешевле и сэкономит региональные бюджеты. И это станет возможным в том числе и за счет экономии на авторском вознаграждении, поскольку все исключительные права на учебники будут у РФ. В Пензенской области четыре школы уже с этого года вступили в пилотный проект по внедрению единого образовательного пространства «Школа Минпросвещения» - это лицей № 2, школа № 52 г. Пензы и школы № 2 и № 6 г. Кузнецка».
- Какие новшества в школах введены уже с этого учебного года?
Ирина Барыкина: «С 1 сентября 2022 года вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для начальной и основной школы. Среди изменений - изучение второго иностранного языка в 5-9-х классах перестанет быть обязательным, его будут преподавать по заявлению родителей; с младших классов начнут преподавать элементы финансовой грамотности - не как отдельный предмет, а как часть курса математики, окружающего мира, географии и обществознания.
Также в рамках основных дисциплин будут учить кибербезопасности и навыкам работы в компьютерных программах; с 7-го класса начнется разделение на базовый и углубленный уровни обучения по некоторым предметам. Введут профили: универсальный, гуманитарный, технологический, естественно-научный и социально-экономический. А уже в рамках профиля можно будет не только углублять изучение классических школьных предметов, но и проходить новые дисциплины, например веб-дизайн, риторику, психологию или основы практической медицины.
Начиная с 8-го класса школьники смогут пройти бесплатные курсы по современным языкам программирования Минпросвещения. Занятия предполагают 36 академических часов в течение двух лет и будут проходить онлайн или на базе школы.
Еще одно важное нововведение - президент Владимир Путин подписал закон о снятии излишней бюрократической нагрузки с педагогов. Отрадно, что в его подготовке приняла активное участие Пензенская область, проведя огромную работу по анализу документооборота. В итоге список документов, с которыми нужно работать учителям, сократится до 5 пунктов: программа предмета и курса (в т. ч. внеурочной деятельности); журнал учета успеваемости; журнал внеурочной деятельности (для педагогов, ведущих внеурочную деятельность); план воспитательной работы (для классных руководителей); характеристика на ученика (по запросу).
Помимо этого, регионы получили право устанавливать свои необходимые перечни документации для школ по согласованию с Минпросвещения.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024