На вопросы читателей «Молодого ленинца» ответила начальник Управления образования г. Пензы Алла Маркова.
- Алла Викторовна, как идет подготовка школ к новому учебному году - 2022/23?
- Приемка готовности школ к новому учебному году проводится в два этапа. Первый этап прошел с 20 июня по 6 июля. Все акты приемки подписаны. Второй этап - с 9 по 12 августа. Летний период мы традиционно используем для планового текущего ремонта классов, холлов и других помещений школ.
Что же касается капитального ремонта, то в этом году Пенза является участником реализации государственной программы «Модернизация школьных систем образования».
В 2022 году на капремонт и модернизацию оборудования четырех школ выделено 260 миллионов рублей. В программу вошли финансово-экономический лицей № 29, гимназия № 53, кадетская школа № 46 и средняя школа № 52. К 1 сентября здесь обновят фасады, кровлю, электропроводку, коммуникации. Для этих школ приобретены компьютерное оборудование и мебель.
К сожалению, проблемы, связанные с ремонтом школ, не теряют актуальности. Комплексного ремонта требуют здания, построенные в 60-70-х годах. Это более 20 школьных корпусов. Упомянутая мной госпрограмма рассчитана до 2026 года, поэтому в следующем году средства будут выделены и на ремонт других школ.
- Многие школьники и их родители продолжают жаловаться на высокую учебную нагрузку. Можно ли в Пензе организовать пятидневку вместо шести дней учебы?
- По закону «Об образовании» разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся относится к компетенции образовательной организации, поэтому каждая школа самостоятельно решает вопросы организации пятидневной или шестидневной учебной недели. При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать особенности учебного процесса, мнения всех заинтересованных сторон: педагогов, законных представителей школьников и самих детей.
Для перехода на пятидневную учебную неделю родителям необходимо обратиться с инициативой к администрации школы либо в попечительский совет.
Хочу отметить, что сейчас пятидневная учебная неделя в обязательном порядке организуется для первоклассников и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для остальных возможно обучение как по пяти-, так и по шестидневной учебной неделе.
- Много ли общеобразовательных организаций учится во вторую смену? Какие меры принимаются для того, чтобы разгрузить классы?
- С 1 сентября учебный процесс в две смены будет проходить в 13 из 64 школ города - это 6,4% общего количества учащихся.
В этом году начато строительство школы на 1 100 мест на улице Измайлова. В 2023 году она будет введена в эксплуатацию. В следующем году запланировано строительство школы на 1 100 мест в микрорайоне Заря. Сдача объекта намечена на 2024 год. Решается вопрос о строительстве школы в 7‑м микрорайоне Арбеково.
Ввод этих школ в строй позволит сократить количество учебных заведений с двухсменным режимом учебы.
Для многих семей важен вопрос о группах продленного дня. Решение об их открытии и режиме пребывания в них детей принимается школой также с учетом мнения родителей. В прошедшем учебном году более 10 тысяч учащихся (в основном 1-4-х классов) посещали 395 групп продленного дня.
В 2022 году в закон «Об образовании» внесены изменения и дополнения, касающиеся групп продленного дня. С 1 сентября этого года определены виды деятельности, которые могут проводиться в группе продленного дня. В их числе - присмотр и уход за детьми, воспитание и подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.
- Правда ли, что дети, посещавшие платную школу раннего развития, получают приоритет при приеме в первый класс?
- Обучение в школе раннего развития не дает преимущества при приеме в первый класс. В соответствии с «Порядком приема на обучение по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования» правом первоочередного и внеочередного зачисления в первый класс обладают дети, проживающие на закрепленной за школой территории, или если старший брат или сестра уже учатся в этой школе.
Прием заявлений на обучение этих детей начинается с 1 апреля. А с 6 июля при наличии в школе свободных мест ведется прием заявлений на обучение детей, не зарегистрированных на закрепленной территории.
- Получат ли школьники в этом году бесплатные учебники? Может ли педагог в новом учебном году изменить программу и предложить родителям оплатить покупку новой учебной литературы? Правда ли, что школы перейдут на электронные учебники?
- У нас в школах все учебники бесплатные. Ими обеспечены 100% школьников. Каждый год Министерство просвещения России обновляет и утверждает федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. Все учебники, включенные в этот перечень, представлены как в печатной, так и в электронной форме. На его основе школы утверждают свой список учебной литературы в соответствии с реализуемой образовательной программой.
Учитель не вправе самостоятельно изменить образовательную программу по учебному предмету и использовать учебники, которых нет в школе. Приобретать за счет бюджетных средств учебники, не включенные в федеральный перечень, запрещено.
Школа имеет право выбрать для обучения или печатный, или электронный, или и тот и другой вид учебника. Многие родители предпочитают для своих детей печатные издания, где используется качественная бумага, правильные шрифты.
Что же касается перехода на электронные учебники, то это общемировая тенденция. В школах Пензы они тоже используются и имеются в библиотечных фондах. Электронные учебники соответствуют бумажной версии изданий, но дополнены мультимедийными и интерактивными элементами. Поэтому решение, вводить их в учебный процесс или нет, принимает сама школа исходя из материальной базы. Вместе с тем родители вправе дополнительно к печатным учебникам приобрести электронные для самостоятельной работы учащихся.
- Сколько сегодня зарабатывают пензенские учителя? Каких специалистов по‑прежнему не хватает?
- Средняя зарплата учителей Пензы составляет около 36 тысяч рублей. Сейчас в пензенских школах работает более 6 тысяч педагогических работников. Наиболее востребованны сегодня педагоги начальных классов, преподаватели иностранного языка, математики, русского языка и литературы. Есть вакансии музыкальных руководителей в детских садах.
- Оправдывает ли себя инициатива сдавать мобильные телефоны перед входом в школу или класс? Действительно ли смартфоны отвлекают школьников от учебного процесса?
- Прежде всего нужно сказать, что санитарные правила и нормативы не рекомендуют использование мобильных средств связи для образовательных целей. Объясняется это тем, что у телефонов слишком маленькие экраны, мелкий шрифт и дети близко подносят их к глазам, что вредно для зрения.
В то же время для общения и связи с родителями ученики могут свободно проносить телефоны в школу. Чтобы звонки не отвлекали от учебного процесса, они должны поставить их на беззвучный режим и не использовать во время уроков. Рособрнадзор РФ рекомендует ограничить использование устройств мобильной связи учащимися и педагогами в школах - за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья.
- Куда родители могут обратиться в случае конфликтных ситуаций в школе? Например, пожаловаться на качество питания в столовой?
- По всем вопросам, и не только по жалобам, но и чтобы выразить благодарность учителям, можно обратиться в Управление образования г. Пензы по адресу: улица Володарского, 5. Телефон 56‑02‑42.
- Никуда не поступать после школы, а взять «отпуск» на год - такое решение становится все более популярным в нашей стране у выпускников. А как поступают пензенские школьники?
- Могу уверенно сказать, что пензенские выпускники ответственно относятся к своей дальнейшей судьбе. После школы «отпуск» они не берут. В прошлом году из 4 366 выпускников 9‑х классов примерно половина продолжили обучение в 10-м классе, вторая половина поступила в учреждения среднего профессионального образования и 16 выпускников трудоустроились.
Выпускники 11‑х классов также не проявили чрезмерной склонности к отдыху. Из 2 293 окончивших школу около 1,5 тысячи продолжили обучение в пензенских вузах и более 550 - в вузах других регионов России, около 200 поступили в профессиональные учебные заведения и 50 трудоустроились. В сентябре мы проанализируем результаты приемной кампании в вузы и учреждения среднего профессионального образования и расскажем о предпочтениях наших выпускников.
Динара Шадыханова
«Молодой ленинец», № 32, 9 августа 2022 года.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024