Музей-заповедник «Тарханы» открыл интернет-диспут о причинах гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. «Кто виноват в случившемся? Закономерность или случайность в основе трагедии?» - вопрошают организаторы мероприятия и просят участников - литературоведов и поклонников творчества поэта - присылать на этот счет «свои соображения».
Сложные, однако, поставлены вопросы. Буквально из разряда вечных. Нужны ли вообще такие обсуждения? С точки зрения сохранения культурного и духовного наследия инициатива музейных работников, бесспорно, заслуживает одобрения. Но зачем так усложнять задачу? Ведь для того, чтобы ответить на первый вопрос, нужно обладать недюжинными познаниями по истории николаевской России и в области литературоведения, а на второй, помимо этого - иметь философский склад ума и разбираться хотя бы в основах логики (не путать с логистикой).
Прожженный логик, безусловно, разглядел бы в смерти поэта следы закономерности, так как за полтора года до дуэли с Мартыновым Лермонтов уже стрелялся с сыном французского посла Барантом, за что и был повторно сослан на Кавказ.
По-видимому, нам никак не излечиться от вечной болезни подгонять жизнь и творчество художников под господствующую на дворе идеологию. Более полутора столетий Мартынов считается исчадием ада, сознательно лишившим русскую литературу наследника Пушкина. С 1917 года и вовсе появилась господствующая версия о злодейском заговоре против поэта, душой которого был сам Николай I.
С началом «демократизации» и «гласности» появились модные тогда публикации с так называемым «человеческим лицом». Мол, и желчным был Михаил Юрьевич, и нелюдимым, и не в меру циничным... И Мартынова якобы по-человечески можно понять...
Вот образчик одного из таких «соображений», появлявшихся в то время сотнями: «Они не считали происходящее нормальной дуэлью и не относились к ней всерьез. За несколько часов до поединка уже заказали ящик шампанского: что-то собирались праздновать... Мало того, о самой дуэли пишут все по-разному! Одни говорят, что Лермонтов выстрелил в воздух, а потом Мартынов - в него (некоторые добавляют - в упор, чего вообще на дуэли не могло быть!), другие утверждают, что Мартынов стрелял первым... Один из пятигорцев вообще писал, будто отставной майор после дуэли пытался бежать к чеченцам, но его поймали! На самом деле Мартынов с места дуэли поехал сразу к коменданту (то есть под арест)!»
И все это тоже ведь считается «историческим исследованием», и, к сожалению, именно такие методики преобладают сегодня в науке.
А может быть, больше не надо задавать людям вопросы, на которые заведомо нет ответа, исследованиями которых занимались и продолжают заниматься маститые ученые, научные и экспертные комиссии Академии наук, изучавшие архивные документы, коллекции писем и воспоминания, издавшие сотни научных и околонаучных трудов? В Пензе тоже были свои ученые и исследования - а как иначе? Даже направление в науке появилось соответствующее - «лермонтоведение». Ни больше, ни меньше.
А на самом деле все просто: 15 июля 1841 года у подножия горы Машук произошла страшная трагедия в истории русской культуры: на дуэли погиб М. Ю. Лермонтов. И все. Попробуйте лучше ответить на вопрос: что лично для вас значит Лермонтов?
Петр Гарин
«Новая социальная газета», № 2 (4), 19 января 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024