Водители маршруток берегут места для вип-пассажиров

В Пензе, похоже, не осталось ни одного чиновника, который не высказал бы своего отрицательного отношения к маршруткам. Ругают их настолько убедительно, что складывается впечатление, будто бы они на них ездят...

Но давайте будем объективными. Вот вам пара историй от человека, который ежедневно пользуется маршрутным такси, в определенной степени рискуя своей жизнью. Но альтернативы пока не вижу.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ - О ВРЕДНОМ ВОДИТЕЛЕ

На остановке «Пенза-I» сажусь в «ГАЗель» восьмого маршрута, чтобы ехать в редакцию. Пассажиры, не спеша, выбирая по возможности мелочь, расплачиваются согласно утвержденным правилам - то есть, пока машина стоит. Но когда маршрутка уже трогается, буквально на ходу в салон запрыгивает парень с 500-рублевой купюрой.

- А других нет? - недовольно спрашивает водитель, поворачивая на Октябрьскую.

- Не-а! - беспечно отвечает безалаберный пассажир, не позаботившийся о наличии мелочи в карманах, пробираясь в самый конец салона.

- Ну, тогда сдача мелочью будет! - мстительно предупреждает его водитель и начинает отсчитывать эту самую мелочь. Идет процесс «воспитания» на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 14». Одновременно «педагог» управляет машиной, в которой находятся вверенных ему 13 человеческих жизней.

На ходу деньги считать не просто, и только в конце улицы Володарского водитель отдает увесистый кулек, наполненный исключительно монетами, надо полагать, не самого крупного достоинства. Кулек по рукам шествует через весь салон к незадачливому пассажиру, и каждый, передающий его, надо полагать, думает про себя:

- Нет, никогда не сяду в маршрутку, не имея при себе мелочи!

Незадачливый пассажир с глухим ворчанием, не пересчитывая, сует кулек в карман - мелочи ему теперь хватит недели на две.

- Джентльменам верят на слово! - думаю с невольной злобой, наблюдая за этой сценой, - Но является ли данный водитель джентльменом?

Нет, в принципе, водитель абсолютно прав. Подобных ездоков нужно воспитывать. Что, в общем-то, и делается. Но только во время стоянки. А не на ходу, рискуя человеческими жизнями.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ - О СООБРАЗИТЕЛЬНОМ ВОДИТЕЛЕ

Рано утром еду с дачи на «девятке». Пробок вроде быть не должно, но раз на раз не приходится, и уже перед самым мостом водитель встречной маршрутки делает нашему какие-то знаки рукой и чего-то орет.

Наш реагирует мгновенно:

- Так, кому до базара - выходите, пешком быстрее дойдете! Кому до Пензы-I - через Шуист поедем! Возражений нет?

Двое выходят, остальные не возражают. И водитель в нарушение всех правил по тротуару уходит направо. Дорога через «шуистинский» мост длиннее и тоже не слишком свободна, тем не менее минут через восемь мы на месте, и одна из пассажирок, спешившая на электричку, горячо благодарит водителя за сообразительность.

- А ведь, допустим, таксист так не поступил бы, - думаю с невольным уважением, наблюдая за этой сценой, - и уж тем более водитель автобуса. Выходит, что маленьким и юрким «ГАЗелям» при нынешнем транспортном коллапсе альтернативы пока что нет...

РЕЗЮМЕ

Нравится это кому-то или не нравится, но при нынешнем транспортном коллапсе альтернативы «ГАЗелям» пока что действительно нет. Да, это весьма опасный вид транспорта. Водители «ГАЗелей» допускают очень много нарушений, но с этими нарушениями можно бороться. Самыми разными методами. И кнутом, и пряником, и просто разъяснениями, агитацией и пропагандой.

Например, рекомендовать в СМИ постоянно иметь с собой мелочь. Которая иногда совсем не мелочь: цена ей - человеческая жизнь.

Есть и технические средства. Далеко не все знают, что одно из самых опасных мест в салоне - это места спиной к водителю. При резком торможении голова пассажира откидывается назад, и ломаются шейные позвонки. По идее, от этого должны защищать подголовники. Но их обычно снимают, как раз из-за того, что неудобно передавать деньги.

Однако еще лет десять назад была разработана система безналичной оплаты проезда при помощи бесконтактных пластиковых карт. При входе в салон ставится специальная антенна, к которой достаточно поднести карту, даже не вынимая ее из бумажника.

Система до сих пор не внедрена. Наверное, одна из причин - нежелание перевозчиков показывать истинный объем выручки. Но, похоже, пришло время как-то договариваться.

А эта история взята из Интернета, с сайта «Ябеда». Я бы назвал ее «О водителе - ценителе прекрасного». Но у автора на этот счет другое мнение.

ХАМЛО ЗА РУЛЕМ МАРШРУТОК

В очередной раз столкнулся с ситуацией, когда водитель маршрутки не пускает пассажиров на свободное переднее место. Причем даже если в салоне места кончились, и человеку придется ехать стоя.

Сегодня на остановке «Гражданпроект» в маршрутку намеревалось сесть два человека. Я еду до конечной, поэтому хотел сесть вперед, чтобы не мешаться остальным. Но меня туда не пустили: там сидела красивая девушка в шубке. В итоге меня отправили назад в салон. Также туда отправили еще одного мужчину (ему, кстати, пришлось стоять всю гору Володарского, пока мы не доехали до остановки «Гимназия № 1»). По его лицу было явно видно недовольство данной ситуацией.

В это время со стороны водителя звучали подшучивания с девушкой типа «Ты вип-пассажир», «Их место сзади» и т.д. и т.п.

Получилось-таки сесть паре человек вперед, когда она вышла у политеха. Когда эти люди сошли, дверь была опять закрыта на кнопку прямо перед носом молодого парня.

Такая ситуация происходила на моей памяти с этой же маршруткой и водителем как минимум уже раза три.

Я звонил в службу по качеству обслуживания в «Дилижанс» по телефону 67-45-01, там мне сказали, что все выяснят и с водителем проведут беседу. Но ничего не изменилось, водителя не перевоспитали.

Не говорю, что водители маршруток все такие, но есть хамы, с которыми надо что-то решать.

Павел Арзамасцев

«Новая социальная газета», № 3, 26 января 2012 г.

26 января 2012, 18:05

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024