Не первый уже год лучшие отечественные умы, в том числе и регионального масштаба, пытаются найти ответ на вопрос: каким должен быть внешний вид современных российских школьников? В смысле, каким образом они должны быть экипированы, то есть, во что одеты. И до какого-либо единого знаменателя добраться никак не удается.
Недавно заместитель министра образования Пензенской области Руслан Гуляев отметил, что «установление четкого образа школьника» является компетенцией образовательных учреждений. И именно поэтому школьной формы единого образца быть не может. Она должна быть вариативной, то есть, иметь различные виды.
Что же касается принципов в этом вопросе, которых предпочитают придерживаться в Пензенской области, то, как сказал Руслан Александрович, здесь был подготовлен приказ регионального министерства образования, который «будет носить нормативный характер об установлении требований к школьной форме».
Стоит заметить, что определенные требования у нас прорабатывались и в преддверии текущего учебного года. Но по большому счету, какой-то единой модели не удалось выбрать не то что в масштабе всей области, но и в границах многих из отдельно взятых общеобразовательных учреждений.
При этом процедура выбора формы стала предметом прокурорских проверок. Каких-то глобальных злоупотреблений в этом вопросе наши прокуроры, впрочем, не выявили. Но отдельные нарушения они все же обнаружили. А в ряде школ в текущем учебном году, несмотря на все потуги, в иных классах стопроцентно единого вида формы так и не достигли.
Поскольку некоторые из родителей либо не стали особо заморачиваться и утруждать себя поисками одежды необходимых фасонов, либо не имели для этого возможностей, в результате чего их дети по-прежнему придерживались свободного стиля.
Стоит напомнить, что в марте прошлого года российский Президент одобрил введение школьной формы как способ обеспечить заказом отечественных производителей и издал соответствующее поручение. А в декабре Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «Об образовании», которые устанавливают региональные «единые требования к одежде».
Ко второму чтению свои предложения должны были внести Минпромторг и Минобрнауки. Однако президентское поручение в этом году может оказаться невыполненным. Некоторые СМИ распространили информацию, из которой следует, что в середине марта состоялось закрытое правительственное совещание, на котором были рассмотрены проекты Минпромторга и Минобрнауки. И как оно показало, у профильных министерств нет единого мнения о том, как следует исполнить президентское поручение.
Минпромторг потребовал ввести единую форму для всей страны. В качестве цели было обозначено «устранение признаков социального, имущественного и религиозного различия между учениками». При этом школа имеет право выбора из нескольких фасонов. Которые, тем не менее, должны быть выполнены в одном стиле. Ведомство хочет, чтобы форма шилась только на отечественных предприятиях, объясняя это необходимостью постоянного контроля над производством.
В свою очередь, против единой для всех школьный формы на том же совещании резко выступили представители Минобрнауки. По мнению которых, «общий вид одежды обучающихся, ее цвет и фасон должны определяться советом школы, родительским комитетом, общешкольным родительским собранием». При этом ведомство подчеркивает, что школа должна учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей: в идеале регионы должны обеспечивать их формой бесплатно.
«Минпромторговский» проект посчитали слишком лоббистским, который наверняка может вызвать негодование у некоторой части общества, прежде всего у родителей школьников. Однако и предложения Минобрнауки также не устроили российского вице-премьера по социальным вопросам Ольгу Голодец. Они ей показались «слишком размытыми и неконкретными». По этой причине ведомству поручили переделать проект - в частности, ввести юридическое определение «школьной формы».
Однако в случае принятия варианта единой одежды для всех российских школьников, как заявил глава Национального союза производителей школьной формы Евгений Томак, успеть пошить ее к началу следующего учебного года не представляется возможным. По его словам, для текущего учебного года было пошито около полутора миллионов комплектов формы.
А это составляет примерно десять процентов от необходимого количества. Как объяснил Евгений Томак, производитель работает только когда есть техническое задание: какая именно одежда, в каком объеме и в какие сроки. Так что из-за затягивания с выполнением президентского поручения форма может поступить в российские школы не раньше сентября 2015 года.
Вопрос о введении в стране единой школьной формы начал основательно обсуждаться еще в 2012 году. Причиной послужил скандал с ношением хиджабов в школе Ставропольского края. Через несколько месяцев был принят закон «Об образовании в РФ», где подчеркивался светский характер государства, а школы получили право самостоятельно устанавливать требования к одежде учащихся.
До громких скандалов, подобных ставропольскому, в Пензенской области дело не доходило. Хотя от работников системы образования и родителей некоторых школьников доводилось слышать, что порою религиозный подтекст в одежде учащихся общеобразовательных заведений имел место и в нашем регионе. И в текущем году, говорят, не во всех школах области окончательно были устранены признаки «религиозного различия между учениками».
Пока большинству толком неведомо, что из себя представляет нормативный характер требований к форме школьников в подготовленном приказе регионального министерства образования, о котором было сказано заместителем руководителя этого ведомства.
Хотелось бы только, чтобы его нюансы не стали неожиданными как для руководителей общеобразовательных заведений, так и для родителей учащихся. В противном случае определенного хаоса и неразберихи, которые были присущи прошлому году, избежать будет проблематично и на этот раз. А там недалеко и до того, что прокурорам региона опять придется вносить для кого-то представления об устранении нарушений законодательства.
Сергей Зимин
«Новая социальная газета», № 12, 27 марта 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024