Чем больше нововведений, тем больше сомнений в их эффективности. Однако самым долгоиграющим явлением в сфере знаний стало ЕГЭ. Уже не первый год мы пытаемся разобраться, что же в нем положительного. Это остается загадкой как для его разработчиков, так и для преподавателей. Да и сами школьники пока так и не поняли, что для них Единый государственный экзамен.
ЕГЭ появился в жизни русских школьников еще в 2001 году. Это был эксперимент, навеянный примером лучших американских и европейских школ. Правда, он так и остался экспериментом, пусть обязательным для всех выпускающихся, но экспериментом. Даже интересно, каков будет конечный результат. Что хотят сотворить из русских школьников?
Может, Единый государственный экзамен до сих пор не прижился в России именно потому, что американская система не для нас? Всем давно известно, что уровень образования в России выше, чем в Америке, так зачем мы стремимся вниз?
Европейские школы поголовно начинают переходить к системе, существовавшей ранее в России, мы же уходим от этого. Неужели люди, сидящие в министерстве образования, не понимают, что тесты, а именно в этой форме проходят ЕГЭ, лишают школьников собственного восприятия, способности размышлять?
Особенно это касается гуманитарных дисциплин. Например, русский язык или литература, или обществознание. Как можно написать сочинение, если ты знаешь, что проверять его будут по определенным нормам, и ты должен вписаться в эти нормы. А если я не хочу писать по клише, если у меня другое представление о сочинении?
Это мало кого интересует, потому что если не будет двух аргументов и трех примеров, значит ты не достоин высоких баллов, потому что ты пошел против установленной системы. Разве к этому мы должны стремиться? К тому, чтобы дети, будущее этой страны, думали одинаково, по установленному эталону?
Что сейчас преподают в школах? Как успешно сдать ЕГЭ, ну и как открыть свой бизнес потом. Да, может быть, мне никогда не пригодится в жизни знание физики или математики, но зато, когда мой ребенок пойдет в школу и спросит, что такое закон Ньютона и, кто такой Пифагор, я смогу ему ответить. А что скажут будущие поколения своим детям? Как они успешно сдали ЕГЭ и благополучно все забыли? К этому мы стремимся?
Сейчас, когда я учусь в институте, я еще более отчетливо понимаю, что ЕГЭ себя не оправдало. Последние два года в школе мы только и делали, что готовились к экзаменам. По русскому языку писали те самые сочинения с аргументами, у меня, к счастью, это так и не получилось.
Алгебра и геометрия снова превратились в одну большую математику и извечные КИМы с вариантами, хотя это, пожалуй, единственный предмет, на котором в решении заданий, я применяла свои знания.
Все остальные предметы будто пропали для нас. На каждом уроке мы твердили: «Зачем это учить, если ЕГЭ сдавать по этому предмету не надо?» Сейчас эти слова мне говорить страшно, потому что понимаю, к чему это может привести. Экзамен по литературе - это самое нелепое. Как можно целые века, десятки поэтов и писателей, многотомные произведения сжать до размеров теста?
Как можно оценивать эти знания? Хотя за один час в неделю этих знаний и нет. В школе для меня так и остались загадкой Бродский, Маяковский, Солженицын, Шолохов, Байрон, Беранже, Хаксли и многие другие. На них просто не хватало времени. И каково же было мое удивление, когда, придя в институт, мне сказали, что этих авторов должен знать каждый уважающий себя человек. Эти два года в школе прошли для меня бесполезно, если не считать того, что я все-таки сдала ЕГЭ.
В ВУЗе понимаешь, насколько школьные знания ничтожны и насколько ты не подготовлен. А на экзаменах становится ясно, что устные экзамены ничто и никогда не заменит. Происходит некий диалог с преподавателем. У студента есть возможность высказать свою точку зрения, а преподаватель сразу видит, как студент думает и мыслит и именно это оценивает, а не то, что он вызубрил.
ЕГЭ - это три нервных часа в твоей жизни, в которые ты не знаешь, что делать - волноваться, решать задания или сразу попытаться списать. Но к этим трем часам ты еще готовишься два года, тратишь тысячи на репетиторов, а потом на валерьянку, потому как дни ожидания результатов еще хуже, чем сам экзамен. И все ради чего? Я затрудняюсь ответить на этот вопрос.
Мне посчастливилось сдать ЕГЭ самой, без репетиторов и остаться при этом думающим человеком и одно это - достижение. Я искренне верю, что со временем ЕГЭ если и не исчезнет, то все-таки будет адаптировано под умы русских людей. Может в случае с точными науками оно и имеет место быть, но гуманитарии не смогут вписаться в рамки тестовых заданий, а потому есть надежда на возврат к устной форме экзамена.
С 2015 года обещали вернуть устный экзамен для гуманитарных предметов, что ж, может у российского образования еще есть будущее.
Алена Шатлова
«Новая социальная газета», № 26, 17 июля 2014 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024