25 мая и 1 июня. День пропавших детей и День защиты детей. Наверное, символично, что эти две даты расположены в календаре так близко. Ведь нет более опасной ситуации для ребенка, когда он по той или иной причине остается в одиночестве вдали от дома.
«ДОБЕЖАЛА» ДО МОСКВЫ
За первые 4 месяца 2015 года в правоохранительные органы поступило 64 обращения по фактам самовольного ухода детей и подростков. Всех беглецов удалось отыскать, кроме одной девушки подросткового возраста.
Впрочем, и тут, скорее всего, розыск завершится успешно. В начале года ее уже дважды возвращали в родительский дом. Но состоялся третий побег. При этом девушка выходит на связь с родителями, но домой возвращаться не желает.
Беглецы, по словам старшего следователя-криминалиста СУ СК России по Пензенской области Олега Ключникова, делятся на две категории. Одни боятся идти домой, получив, например, плохую оценку в школе.
Такие, если провели ночь вне дома, сами рады, когда их находят. Гораздо больше проблем доставляют дети и подростки, склонные к бродяжничеству. Таких очень сложно заставить усидеть на одном месте.
Иногда причины побегов оказываются весьма специфическими. Недели две назад в области велась широкая кампания по розыску 15-летней Анастасии Г.
Она покинула сельский дом в одном из районов области, затем ее видели на Пензенском автовокзале. Разыскать беглянку удалось уже в Москве.
Оказалось, что ранее девочка жила в городе Энгельсе Саратовской области с матерью, гражданкой Азербайджана. Затем маму депортировали на родину, а дочка оказалась в социальном приюте.
Тут выяснилось, что в Пензенской области живет ее отец. Девочку отправили к нему. Там же, под одной крышей с ней, жили бабушка и дядя. И семья-то неплохая, но после Энгельса, крупного города, из которого к тому же только мост переехать - и можно попасть в Саратов, жизнь в глубинке казалась Анастасии скучной. И она отправилась в путешествие, полное опасностей.
Кто виноват в этой ситуации, даже и не скажешь. Девочка стала заложницей противоречий между собственной матерью и законами Российской Федерации.
ДОБРАЯ «ЛИЗА»
В последнее время к поиску пропавших детей активно подключились волонтеры. Совсем недавно на расширенном совещании в региональном управлении Следственного комитета России было вручено благодарственное письмо представителям пензенского отделения поискового отряда «Лиза Алерт».
Он образовался в 2010 году в Москве во время поисков пятилетней Лизы Фомкиной. Правоохранительные органы тогда достаточно поздно начали поиск - на пятый день. К нему подключились добровольцы.
Девочку нашли через 10 дней после исчезновения. Она умерла от переохлаждения. Врачи констатировали: отыщись ребенок на сутки раньше - остался бы жив.
Потрясенные этим фактом неравнодушные люди решили продолжать поиск пропавших. В названии отряда было увековечено имя погибшей девочки. Впоследствии стали разыскивать не только несовершеннолетних, но и пенсионеров, грибников - в общем, всех, кто не вернулся домой.
- В нашей области филиал «Лизы Алерт» появился в 2012 году, - рассказывает координатор пензенского отряда Илья Самсонов, - искали пропавшего пария из Нижнеломовского района. Через соцсети к поиску подключилась его землячка, состоящая в московском движении. К сожалению, найти подростка не удалось. Но этот случай объединил пензенских волонтеров.
Они разные люди, и их немного. Все семейные, со своими житейскими проблемами. Никто им не платит и не дает отгулов для занятия поиском пропавших людей. Потому часто они занимаются этим по ночам, а утром снова идут на работу.
Есть проблема с «кадрами». Не потому, что в Пензе живут равнодушные люди, а потому, что потенциальные новички, не зная, что делать, боятся быть бесполезными. Поэтому в отряде их обучают: в городе своя стратегия поиска, в лесу - своя.
По словам Ильи Самсонова, огромную пользу отряду могут принести не только те, кто готов выйти на поиск после работы. Более того, самая острая нехватка как раз в людях, способных работать «на дому»:
- Нам катастрофически не хватает координаторов, готовых сидеть на телефоне и обзванивать больницы, друзей и родственников пропавших. Поэтому приглашаем в отряд всех, кто днем сидит дома.
«Лиза Алерт» участвовала в описанных выше поисках Анастасии Г. Зимой этого года вернули с улиц Пензы мальчика, пропавшего из коррекционной школы. Прошлым летом отыскали в Бековском районе подростка из соседнего, Тамалинского. Тот, поссорившись с родителями, убежал из дома, а потом боялся вернуться.
Были и трагические случаи. Пятилетнего мальчика из Кузнецкого района искали большой группой, с собаками. Но в итоге выяснили, что он утонул.
Но бесспорен тот факт, что «Лиза Алерт» оказывает огромную помощь правоохранительным органам.
25 мая, в День пропавших детей, волонтеры провели акцию у облдрамтеатра. Они раздавали памятки с рекомендациями, что делать в случае исчезновения, и размещали фото и данные о ненайденных несовершеннолетних.
ДО КРИМИНАЛА НЕДАЛЕКО
Юные беглецы не до конца осознают, что их ждет в «большом мире». Риск стать жертвами преступлений огромен. К счастью, за последние полтора года не было ни одного случая, когда ушедших из дома детей и подростков находили убитыми.
Но бывают и другие истории со сбежавшими. Подростки-беглецы, особенно собравшиеся в группу, сами могут стать социально опасными. В прошлом году было задержано несколько воспитанников Спасского детского дома.
Верховодил ими беглец со стажем, в послужном списке которого более десятка побегов. Вместе с приятелями они добрались до Пензы, оставив за собой шлейф краж и угонов. В итоге вольная криминальная жизнь привела подростков за колючую проволоку. Оттуда уже не сбежишь.
- Каждый случай исчезновения детей мы расследуем детально, - рассказывает Олег Ключников, - обязательно беседуем с беглецами, их родственниками, друзьями. Передаем все данные в инспекцию по делам несовершеннолетних. Она выносит решение. Нередко родители привлекаются к административной ответственности. Главная цель - не допустить повторных побегов. Сейчас в области осталось около десятка подростков, ударяющихся в бега по 5-6 раз в год. Пару лет назад их было намного больше.
Куда сложнее работать правоохранительным органам и добровольцам, если дети и под ростки не сбегают, a пропадают без видимых причин. И тут поисковики, конечно, не всесильны, есть случаи бесследного исчезновения несовершеннолетних. Возбуждено уголовное дело по факту исчезновения подростка в Каменке.
Он сидел в компании с друзьями, отошел и не вернулся. Также без вести пропал его ровесник из Кузнецка. Никаких следов. Правда, оба случая роднит один факт: и тот и другой пропавшие замечены за употреблением наркотиков.
Подводя итог вышесказанному, напомним родителям банальную истину: не до побега тем детям и подросткам, которые заняты, ходят в секции и кружки. Не случайно одним из «краеугольных камней» массового строительства спортивных объектов в нашей области было желание увести подростков с улицы.
Но если все-таки беда случилась и ваш ребенок не вернулся домой, помните: чем быстрее вы обратитесь в правоохранительные органы, тем больше шансов на успех, Ссылка на то, что нужно обращаться через три дня после исчезновения, несостоятельна. Это не прописано ни в одном законе.
Наше заявление обязаны принять незамедлительно. Звоните в следственный комитет: 36-17-02 (дежурная служба) и 36-17-19 (телефонная линия «Ребенок в опасности»).
В поисковый отряд «Лиза Алерт-Пенза» можно обратиться по прямому бесплатному номеру 8-800-700-54-52.
Юрий ИЛЬИН
«Наша Пенза», № 22, 27 мая 2015 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024