Проверка на милосердие

Умственно отсталые люди - особая категория инвалидов. Они наиболее социально уязвимы, ибо не могут отстаивать свои права, быть равными среди других, неспособны сформулировать свои потребности и потому нуждаются в особой поддержке со стороны здоровых людей.

РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ОПЕКА

Сегодня много разговоров в обществе на тему нарушения прав инвалидов в закрытых учреждениях, особенно о насилии, царящем в стенах некоторых психоневрологических интернатов (ПНИ). СМИ активно освещают этот вопрос. Пересуды о реформе ПНИ не утихают.

Суть ее в том, чтобы создать для данной категории инвалидов сопровождаемое проживание, выпустить большинство пребывающих в закрытых учреждениях «на волю». В связи с этим сразу же возникают вопросы: как этим людям общаться в обществе, как и где работать?

В России 523 психоневрологических интерната и 127 детских домов-интернатов – в них проживают соответственно более 150 тысяч и более 20 тысяч человек. В 2015 году Совет Федерации совместно с общественными организациями разработал законопроект о «распределенной опеке», который позволил бы недееспособным жителям интернатов не зависеть только от директора учреждения, а иметь внешних опекунов, которыми могут быть и общественные организации. Законопроект был принят Госдумой, но ясности пока в этом вопросе нет.

Дом-интернат для умственно отсталых детей, расположенный в рабочем поселке Мокшан, не ПНИ, но его воспитанники имеют заболевания, аналогичные тем, которые есть у пациентов психоневрологических учреждений.

В прошлом номере мы сообщали о поездке общественного совета при министерстве труда, социальной защиты и демографии области в Мокшанский дом-интернат. Целью визита стал анализ работы по постинтернатному сопровождению молодых инвалидов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ОДИН НА ВСЕХ ПАПА

Для молодых людей, имеющих умственные и психические расстройства, в Мокшанском детском доме-интернате есть отделение реабилитации молодых инвалидов, организованы условия, которые способствуют максимально возможному психическому и интеллектуальному развитию молодых людей. Кроме детей здесь проживают выпускники дома-интерната в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Для них построен отдельный корпус.

Молодые люди живут по укладу общежития, в специально созданных с учетом их особенностей условиях. Они самостоятельно готовят себе еду, убираются, заняты посильной трудовой деятельностью в отделении «Милосердие» детского дома-интерната: благоустраивают территорию, трудятся в столовой, в теплице (на базе дома-интерната есть свое приусадебное хозяйство, где выращивают овощи), в творческих мастерских.

Воспитанники дома-интерната вовлечены в трудовую деятельность. Более того, они, как и полагается в любой семье, имеют индивидуальные обязанности. Старшие нянчатся с младшими, девушки заняты домоводством, парни трудятся там, где необходима физическая сила. И у всех живущих здесь, от самых маленьких постояльцев до взрослых, есть «папа» – так воспитанники дома-интерната называют директора учреждения Виктора Петровича Дружинина, который восемнадцать лет своей жизни посвятил работе с ними. Для руководителя учреждения эти особенные дети стали семьей, в которой бывает все: радость и горе, ласка и ссоры, разочарования и надежды. На вопрос о любимчиках Виктор Петрович ответил твердо и мгновенно, по-отцовски – все воспитанники для него равны, и сердечное чувство к каждому одинаково. Помощников бы «папе» побольше в его милосердном деле.

Комментарий Виктора Петровича Дружинина, директора Мокшанского дома-интерната для умственно отсталых детей:

– Чтобы у ребенка-инвалида был шанс попасть в приемную семью, его нужно подготовить – это огромная работа. Этим летом в семью забрали только двоих детей. У нас есть ребятишки, которые не умели ходить, держать ложку в руке. Мы здесь с ними занимаемся, к каждому ребенку стараемся найти свои подход, извлекая максимум возможностей из того, что имеем в рамках своей базы. Персонал к детям относится с душой, вниманием и заботой. А как иначе... За время своей деятельности я заметил, что если человек проработал с такими детьми полгода – значит, он останется «в этом» навсегда. Но таких людей не часто встретишь.

К нам приходили устраиваться и медработники, и воспитатели, но в ряде случаев было достаточно провести ознакомительную экскурсию по дому-интернату, чтобы услышать отказ. Сейчас у нас на одного воспитателя приходится восемь сложных детей (тридцатичасовая рабочая неделя. – Прим. ред.). Работать в таком учреждении, как наше, могут не все, поэтому среди педагогов мы проводим отбор. Заниматься с детьми, помогать их мыть, играть с ними приезжают общественные фонды, часто у нас бывают «Неравнодушные сердца», «Пензенские лучики». Наши дети с малых лет обучаются труду: одни занимаются огородом, поливают, мотыжат, другие выполняют работу по дому. Каждый ребенок выбирает свое направление, какое ему ближе и по душе. Мы занимаемся спортом, выезжаем на соревнования, посещаем музеи. Главное в том, что мои дети очень искренние, любую фальшь они чувствуют мгновенно, а за добро - всегда платят только добром!

Комментарий Валерия Васильевича Шомникова, начальника Управления организации социального обслуживания населения и работы с инвалидами Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области:

– Хорошо, что в Мокшанском доме-интернате есть отдельный корпус для возрастных воспитанников. Здесь они имеют возможность сами себе готовить, помогают в благоустройстве территории. Для них созданы условия, в которых молодые люди могут проявить самостоятельность и быть одновременно с этим под присмотром, под защитой. Жалко переводить их во взрослые психоневрологические интернаты. Вывести их в общество и оставить – тоже не выход, проблема не решится. Приемные семьи, готовые взять ребенка-инвалида – редкость, таких семей, способных искренне болеть душой за такого ребенка, практически нет. Мы анализировали этот вопрос, поэтому знаем проблему изнутри. Сейчас много говорят о реформировании ПНИ – это прежде всего возможность сделать специализированные учреждения открытыми. Так, как это сделали в Мокшанском доме-интернате для умственно отсталых детей.

Комментарий отца Алексея (Бурцева), служившего в Пензе в больничном храме онкодиспансера (сейчас служит в Покровском храме села Иванырс Лунинского района.

У отца Алексея шестеро своих детей и четверо приемных):

– Такие дети, как воспитанники Мокшанского дома-интерната, пришли в этот мир не просто так. Это нам с вами проверка на милосердие и на любовь. Насколько мы богаты духовно, чтобы осчастливить этих детей? Приемная семья – это идеальный вариант для любого брошенного ребенка, тем более для инвалида. Но только в том случае, если маленькому человеку в ней будут оказывать необходимый уход и создадут нужные условия, как это делают в интернате в Мокшане, и если ребенка в семье будут любить. Сердечное тепло – это очень важно. Жаль, что многим в нашем обществе вопрос, который мы затронули, совсем неинтересен. Но надо понимать, что эти дети особенные и требуют нашей общей заботы, внимания и любви.

Александра Королева

«Наша Пенза», № 45, 8 ноября 2017 г.

13 ноября 2017, 11:48

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024