Кроме широких шумных проспектов, оживленных улиц есть еще в Пензе тихие улочки, переулки, проезды, о существовании которых многие горожане даже не подозревают. Но это тоже город, для кого-то неизвестный и нехоженый.
К таким «спрятанным» в городских лабиринтах закоулкам можно отнести и улицу, носящую загадочное для слуха современного человека название - Ерик. По количеству строений и проживающих горожан она относится к разряду улиц-коротышек - на ней всего шесть домов и около сорока жителей.
МЕЖДУ ДВУМЯ МОСТАМИ
Девять лет назад автор этих строк уже делился впечатлениями с читателями газеты о посещении Ерика. Время на Ерике будто замерло. И вот, спустя годы, я решил вновь заглянуть на эту расположенную в двух шагах от исторического центра города старую улочку.
Зажатые на небольшом пространстве между Бакунинским и железнодорожным мостами три частных домика под номерами 1, 3 и 5 составляют добрую половину уличного измерения. Дальше, за углом, вдоль берега Суры «прячутся» оставшиеся три дома - деревянные близнецы-двухэтажки № 13, 15 и 17.
В книге В. Година «Улицы Пензы» объясняется название объекта нашего очередного пешего путешествия: «Ериком называется проток, который соединяет реку или отдельные ее рукава с озером. Когда-то на месте нынешней улицы и был такой проток, соединявший реку Пензу с рекой Сурой».
Во время своего первого визита я беседовал с жительницей дома № 3 Любовью Бабаевной Гейдаровой. На этот раз меня у калитки встретила ее дочь Оксана.
- За девять минувших лет произошло немало событий, - говорит собеседница. - Главное из них - мама дважды стала прабабушкой.
- Давно живете здесь?
- С 1995 года. Уже привыкла к тому, что многие не знают, где находится наша улица. Даже таксистам, когда вызываем, приходится объяснять…
ТРИ ДОМА ЗА УГЛОМ
Попрощавшись с Оксаной, сворачиваю на улицу Злобина. Прохожу несколько метров и… вновь оказываюсь на Ерике! Чудеса градостроительства! Рядом с находящимся на реконструкции Бакунинским мостом вытянулись вдоль берега Суры три одинаковых двухэтажки - дома № 13, 15 и 17. Таблички на них свидетельствуют - здесь тоже улица Ерик.
Жилым строениям, напоминающим бараки советской эпохи, без малого сто лет. Построены они были соответственно в 1925, 1926 и 1927 годах. Удивительно - в наш космический век здесь нет элементарных удобств. Цивилизация так сюда и не добралась. Воду жильцы набирают в уличной колонке, канализация отсутствует, а единственное сливное «устройство» - помойка на улице. И туалет один на три дома во дворе.
Мыться ериковцы вынуждены ездить в складчину на такси в Ивановскую баню - ближайшее помывочное учреждение. В некоторых квартирах удалось провести водопровод, но слив делать категорически запретили - дома находятся в водоохранной зоне. Хотя в этой же зоне на берегу Суры спокойно стоят не один десяток лет общественный туалет и помойка.
- В программу по сносу аварийных домов до 2025 года мы не попали. Остается надеяться на следующую, - вздыхает старшая по дому № 15 Вера Анатольевна Секунова. - Последний капитальный ремонт в наших домах проводился в 1966 году.
А ведь в трех двухэтажках всего пятнадцать квартир. Не так и много потребуется жилья для переселения их обитателей. Обветшавшие строения и туалет вряд ли украсят правобережье Суры, особенно после того, когда рядом будет возведен новый современный мост.
ЭРИК ВМЕСТО ЕРИКА
Впрочем, за девять лет, прошедших после моего первого посещения улицы, произошло и приятное событие. Жительница квартиры № 6 дома № 17 Мария Ивановна Дятлова, с которой я тогда беседовал, как жена фронтовика получила по сертификату квартиру на улице Минской.
- Маме сейчас 91 год, она у нас старожил, - рассказывает дочь Марии Ивановны Наталья Викторовна. - На Ерике проживала с 1952 года. По ее воспоминаниям, улица когда-то была длинной, тянулась вдоль берега. Потом построили дорогу и перерезали улицу. Часть домов смыло в половодье.
Был и курьезный случай. До приватизации часть улицы, где стоят двухэтажки, называлась не Ерик, а Эрик. Когда выяснилось, что это ошибка, их жителям срочно в паспорта поставили новые штампики, поменяв первую букву в названии.
Закончилась моя прогулка на берегу Суры. Патриархальную тишину Ерика периодически нарушал шум работающей на реконструкции Бакунинского моста техники. А на противоположной стороне радовала глаз обновленная набережная. Верю, что и правобережье скоро преобразится. О необходимости начать разработку соответствующего проекта говорил и губернатор Иван Белозерцев.
Дмитрий Взоров
«Наша Пенза», № 45, 6 ноября 2019 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024