Государственная инспекция труда на современном этапе - это государственный орган, призванный в первую очередь оказывать помощь работникам и работодателям, разрешать сложные трудовые взаимоотношения, основываясь на нормах права.
Завершается 2019-й год. И мы задумываемся о будущем, о предотвращении потенциальных угроз в сфере охраны труда. Изменения в трудовом законодательстве, легализация трудовых отношений, концепция нулевого травматизма - темы сегодняшней публикации.
Об изменениях и приоритетах рассказывает И. А. Курносова, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Пензенской области по правовым вопросам:
- Заканчивается 2019 год. На сегодняшний день, кроме вступивших в силу изменений, есть и проекты, о которых хотелось рассказать, а именно о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Обращаем внимание, что проект Федерального закона «О внесении изменений...» проходит в настоящее время процедуру согласования. Он предполагает ряд изменений уже существующих положений Трудового кодекса РФ, а также его дополнение новыми нормами, а именно ст. 66.1 ТК РФ касаемо обязательства работодателя формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и предоставлять ее в установленном порядке для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ.
В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовая функция, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием причин и основания прекращения трудового договора.
Предполагается, что после 31 декабря 2020 года формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу, будет осуществляться в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, т. е. в электронном виде, а трудовые книжки на указанных лиц не оформляются.
Действующие работники подают до 31 декабря 2020 года включительно работодателю письменное заявление о продолжении работодателем ведения трудовой книжки или о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. В случае если работник не подал работодателю ни одно из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку.
Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде, работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
В целях реализации указанных норм работодатели в течение 2020 года осуществляют следующие мероприятия:
- вносят изменения в локальные акты, коллективный договор;
- обеспечивают техническую готовность к предоставлению сведений о трудовой деятельности в порядке, установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ;
- в срок до 30 июня 2020 года включительно организуют процедуру уведомления каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Легализация трудовых отношений - одно из приоритетных направлений работы в инспекции труда.
В 2019 году в инспекцию труда обратились с жалобами в письменной форме 3 148 человек. Не все обращения являются основанием для проверок, но там, где они назначаются, почти в каждой третьей жалобе указывается на факт отсутствия трудового договора.
С января 2019 года выявлено 25 случаев привлечения работников к работе без оформления трудовых отношений. Из общего числа работодателей, где были выявлены такие нарушения, более половины нарушителей - индивидуальные предприниматели.
Настораживающим является и то обстоятельство, что некоторые из предпринимателей в качестве основного вида деятельности занимаются производством пищевых продуктов, при этом допускают до работы лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, а это уже угроза жизни и здоровью потребителей.
По требованию инспекторов оформлено надлежащим образом 326 трудовых договоров и как крайняя мера привлечено по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ к административной ответственности 213 должностных лиц, юридических лиц, ИП на сумму 3 807 тыс. руб.
Во исполнение поручения губернатора И. А. Белозерцева активизирована работа межведомственного взаимодействия с целью легализации неформальной занятости населения.
В течение 2019 года главы администраций информировались о необходимости направления в инспекцию труда сведений о нарушениях трудового законодательства, связанных с неоформлением работников по закону.
Ежемесячно руководство инспекции осуществляет приемы граждан в районах области, проводя в т. ч. разъяснительные семинары для работодателей. Открытость и доступность надзорного органа в лице инспекции труда является одной из действенных профилактических мер предупреждения нарушений закона.
КОНЦЕПЦИЯ НУЛЕВОГО ТРАВМАТИЗМА
А. Н. Тетюшев, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Пензенской области по вопросам охраны труда:
- В 2017 году Министерством труда и социальной защиты РФ и Международной ассоциацией социального обеспечения был подписан меморандум о сотрудничестве по продвижению концепции Vision Zero, или «Нулевой травматизм», которая была запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.
Присоединиться к концепции нулевого травматизма может любая организация. Для этого достаточно подать заявку на сайте и получить сертификат.
Сайт концепции «Vision Zero» LINK
Страница регистрации LINK
В последнее время очень много говорится об оценке профессиональных рисков как лучшем будущем охраны труда. Текущая система и принципы охраны труда, которые основаны на установлении требований, исчерпали свою эффективность. Теперь нужно говорить не столько о случившихся событиях, сколько о потенциальных угрозах.
Что необходимо предпринять специалистам компаний по охране труда, которые только вступают на новый превентивный путь? На что обратить внимание при проведении оценки профессиональных рисков? Как не наломать дров при решении задач по обеспечению профессиональной безопасности и сохранению здоровья работников? Об этом мы поговорим сегодня.
19 августа 2016 года Минтрудом России был издан Приказ № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», который определил процедуры оценки и управления профессиональными рисками как часть, точнее как элементы системы управления охраной труда.
Данный документ был создан с целью мотивировать компании к тому, чтобы они стали больше уделять внимания профилактике производственного травматизма, а не занимались поиском «виновных» в уже случившихся негативных событиях.
Зачем нужно проводить оценку рисков? Во-первых, как может компания обеспечить безопасность своих работников, если она не знает, какие риски она же и создает? Мы привыкли жить набором требований, которые нам вменили «сверху». Поэтому считаем, что этого абсолютно достаточно для того, чтобы обеспечить безопасность работников на производстве. Однако статистика по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям этого не подтверждает.
На самом деле соблюдение нормативных требований по охране труда является только частью работы. Другая часть должна относиться к выявлению опасностей, которые не отрегулированы через требования правил и нормативов, но присутствуют на рабочих местах и создают угрозу для жизни и здоровья работников.
Оценка профессиональных рисков начинается с идентификации опасностей, а еще более правильнее - с понимания того, какие источники профессиональных рисков присутствуют и сколько их. Тем самым создается целый ряд перечней: зданий и сооружений; оборудования; технологических процессов и видов работ; инструментов и приспособлений; материалов и сырья; объектов и территории.
Формирование вышеуказанных перечней позволит перейти ко второму этапу - созданию комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
В дальнейшем анализ этого комплекта документов обеспечит выделение перечня требований, имеющих прямое отношение к обеспечению безопасности работников, который достаточно просто можно переформатировать в базовый перечень опасностей.
Имея перечень идентифицированных опасностей, необходимо перейти к оценке рисков каждой выявленной опасности. Это необходимо сделать для того, чтобы разделить опасности на те, которые часто проявляются и наносят тяжелый ущерб жизни и здоровью работников, и те, которые редко проявляются и последствия для жизни и здоровья от которых не существенны.
Формирование мер управления рисками - это заключительный этап процедуры оценки и управления профессиональными рисками.
Если компания обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, базовыми элементами которой являются процедуры оценки и управления профессиональными рисками, то она действительно будет находиться в числе тех работодателей, которые заботятся о создании максимально безопасных условий труда для своих работников.
«Наша Пенза», № 51, 18 декабря 2019 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024