Мостов соединяющая нить

Один знакомый из Ульяновска после автомобильной экскурсии по Пензе не сдержал своих эмоций: «Да у вас же город мостов! Сплошные путепроводы, мосты, мосточки…» С ним трудно было не согласиться. Конечно, Пенза - не Венеция, и мосты у нас в городе далеко не все стоят над водной гладью (много и транспортных развязок), но тем не менее… Куда взор ни кинь - обязательно в мост упрется.

Мостовые пролеты раскинулись над реками, железнодорожными и автомобильными путями, жилыми массивами. И тут осенило: а не прогуляться ли нам по мостам города?!

ДВА ПЕРВЫХ КАМЕННЫХ

Но прежде чем совершить очередную прогулку, давайте заглянем ненадолго в историю Пензы. Первые мосты стали возводиться сразу после ее основания. На месте нынешнего Бакунинского стоял когда-то деревянный Красненький мост. В конце XVII века над рекой Пензой проложили Лебедевский. Через Суру перекинули Сурский, по которому ездили в Городище и далее - в Симбирск, Сызрань, Самару.

Кроме крупных рек Суры и Пензы, город пересекали тогда еще не упрятанные в бетонные подземелья речушки Мойка, Кашаевка, Шелоховка. Над ними тоже построили мосты. Первый в Пензе каменный соорудили в 1796 году над Шелоховкой. А если внимательно посмотреть на старую карту, то можно заметить: берега этой речки соединяли пять мостов.

Второй каменный возвышался над Кашаевкой. К середине XIX века в Пензе было 14 мостов. В 1874 - 1896 годах с развитием железнодорожного сообщения возведено 5 железнодорожных. Этой теме посвящен раздел в «Пензенской энциклопедии» (авторы: Е. Тюкленкова, А. Тюстин, Л. Семеркова).

БОЛЬШОЙ НАД СУРОЙ

Ну а мы начнем нашу экскурсию с Большого Сурского моста, соединившего в 1975 году центр города с микрорайоном Шуист. Еще недавно он оправдывал свое название, будучи самым большим по протяженности (605 метров) из городских мостов над водными артериями.

Но в 2013-м его обошел конкурент, протянувшийся от улицы Измайлова на одном берегу Суры до улицы Кураева на другом. Длина этого моста составила более 1,6 километра. Правда, следует признать, наибольшая часть сооружения возвышается не над руслом реки, а над берегами.

Прогулка по Большому Сурскому мосту с правого побережья на левое заняла немного времени. Удивила редкая для февраля картина - итог аномально теплой погоды: в этот день Сура еще не была скована льдом. Внизу пробегала легкая рябь и плавали две пары диких уток. А по мостовому полотну спешил, не умолкая, нескончаемым потоком транспорт. Нагрузка на строение резко возросла после закрытия на реконструкцию Бакунинского моста.

Невольно вспомнились 70-е годы. Тогда местные хулиганы придумали себе развлечение - останавливали ночью на мосту припозднившихся пешеходов-одиночек и заставляли их спичечным коробком мерить длину моста. А отказавшихся грозили сбросить в реку. Но любое злодеяние наказуемо - хулиганов вскоре задержали.

Чтобы сфотографировать с левого берега мостовые пролеты над Сурой, пришлось пробираться сквозь кусты. Где-то совсем рядом вспорхнули напуганные дикие утки. Жаль, не удалось их снять, но вид на мост открылся прекрасный.

Полюбовавшись Большим Сурским мостом, отправимся в сторону набережной мимо двух железнодорожных и временно закрытого Бакунинского.

ПОДВЕСНОЙ И ДРУГИЕ

И вот мы уже у самого красивого моста Пензы - пешеходного подвесного. Построенный в 1973 году, он признавался лучшим инженерным сооружением в СССР. При его возведении использовались самые передовые для того времени технологии.

Удивительно - многотонная махина над рекой держится всего на двух сплетенных тросах! Со стороны конструкция кажется легкой, даже изящной. Но, когда подходишь ближе, становятся видны массивные крепления и мощные пучки стальной проволоки.

В 2008 году по случаю проведения III Регионального конгресса неправительственных организаций Совета Европы сооружение назвали мостом Дружбы.

Мост - притягательное место для прогулок горожан. Зайдем на него и мы. Отсюда открывается отличный вид на набережную. Рядом делают снимки на память две молодые пары.

- А знаете, что было на месте этого моста в послевоенные годы? - спрашиваю у молодых людей.

Пожимают плечами.

- Деревянный Татарский мост. Его соорудили немецкие военнопленные в 1946-м, - рассказываю я. - Простоял он ровно 20 лет и в 1966-м сгорел.

ПУТЕПРОВОДЫ

Сойдя с подвесного моста, начинаю чувствовать усталость. А ведь можно было прогуляться еще по Казанскому мосту, ведущему на остров Пески, Свердловскому возле «Пензмаша» или мосту у ТЭЦ-1, постоять на одном из небольших мосточков где-нибудь в районе «Маяка». Но нас ждет еще одна категория пензенских мостов - путепроводы.

Побываем на самом протяженном, соединяющем улицу 8 Марта и проспект Строителей. Он протянулся почти на километр - 946 м. С моста хорошо просматривается самый большой микрорайон города - Арбеково. Отсюда же можно полюбоваться и центром Пензы. Под мостом проходит железная дорога, ведущая на Москву.

Пенза - город компактный. И путепроводы стали той «палочкой-выручалочкой», которая помогла и помогает решать транспортные проблемы. Назову еще две крупные автодорожные развязки: в районе улиц Коммунистической, Толстого, Гагарина (850 м) и на проспекте Победы в створе улицы Беляева (174 м).

По-своему интересны и железнодорожные мосты Пензы, но они не предназначены для прогулок. Поэтому предоставим возможность их описания историкам.

Самый старый мост в мире из ныне действующих - Понте Мильвио в Риме. Ему более 2 000 лет. Построен в камне в 109 году до н. э.

Самый длинный мост - Циндаоский (42,5 км). Он соединяет континентальную часть китайского города Циндао с островным районом Хаундао.

Самый широкий мост в мире - в Санкт-Петербурге: Синий через реку Мойку. Его ширина - 97,3 метра, что почти в три раза больше его длины.

Дмитрий Взоров

«Наша Пенза», № 7, 12 февраля 2020 г.

14 февраля 2020, 14:42

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024