Районные власти не могут вложить деньги в ремонт сооружения, которое не числится на балансе. Жители деревни Заречной Никольского района ездят по аварийному деревянному мосту через реку Инзу, а путь через бетонный виадук считают слишком длинным.
ЭКВИЛИБРИСТ ПОНЕВОЛЕ
Поездка в магазин за продуктами для Санджара Махмудова часто превращается в рискованное испытание. На своей старой «Ладе» пятой модели пенсионер осторожно подъезжает к мосту, который при ближайшем рассмотрении больше похож на сваленные в кучу кривые доски и бревна.
Подобно эквилибристу, Санджар Рахимович старается попасть колесами на узкую и шаткую деревянную поверхность. Машина при этом опасно кренится на правый борт, а водитель каждую секунду ловит равновесие, чтобы не свалиться в реку.
- Когда я в 2004 году сюда переехал с женой и сыном, в Заречной было больше народу, - вспоминает с тоской пожилой мужчина. - Примерно 50 человек тогда здесь жили, а теперь всего-то 12 осталось. У нас нет ни магазинов, ни школы, ни медпункта. По-соседски помогаем друг другу. Все-таки три автомобиля в селе! Всегда привозим продукты старикам.
Деревня действительно выглядит заброшенной. У многих домов покосились крыши и стены, упали заборы. Среди этой разрухи жители уцелевших дворов стараются держаться вместе.
НАДЕЖДА НА НОЧКУ
Махмудова и его супругу Раису можно назвать местным активом. Они охотно отзываются на просьбы соседей помочь оформить документы или подготовить заявление в администрацию района. Санджар Рахимович к тому же является членом участковой избирательной комиссии в администрации Ночкинского сельсовета. Возможно, поэтому активисту легко удается организовать людей для решения важных дел. К приезду журналистов он собрал почти всех мужчин деревни на мосту.
Один из них, Александр Коньяков, - водитель с сорокалетним стажем, и его мнение о дорожных проблемах звучит весомо.
- Летом-то еще кое-как можно проехать, а зимой эти бревна покрываются льдом. Я сам несколько раз застревал на мосту. А ведь моим родителям пошел девятый десяток, мне часто приходится ездить для них за продуктами и лекарствами в Ночку.
Станция Ночка стала для жителей деревни спасительным островком цивилизации: здесь есть магазины, аптека и даже школа и детский сад.
- У меня двое маленьких внуков - двухлетний Дима и шестилетний Саша, - продолжает рассказ Санджар. - И в следующем году они пойдут в детский сад и школу. Но как они будут добираться до Ночки, непонятно.
АЛЬТЕРНАТИВА ЕСТЬ
С жалобой на неисправный мост жители села обратились в администрацию Никольского района Пензенской области. И получили исчерпывающий ответ: «Указанное мостовое сооружение в муниципальной собственности не числится. На дороге в деревню Заречную имеется железобетонный мост через реку Инзу, который находится в нормативном состоянии. Препятствия для проезда автомашин экстренных служб (скорой помощи и пожарной техники) отсутствуют. Кроме того, по этой дороге школьный автобус возит детей из отдаленных сел (в том числе и из деревни Заречной) к месту учебы».
Но как же так получилось, что, имея под боком исправный, капитально построенный мост, зареченцы долгие годы рисковали не только автомобилями, но и собственным здоровьем, переправляясь через реку по бесхозному сооружению?
БЕЗОПАСНОСТЬ ВАЖНЕЕ УДОБСТВА
- Это наследие еще 90-х годов, - разъясняет глава администрации Ночкинского сельсовета Евгений Васильевич Енашев. - Тогда на территории поселения работал завод сухих строительных смесей. Силами предприятия был построен мост, который сокращал дорогу до станции Ночка.
После того как завод прекратил существование, мост перестали чинить и его состояние начало все больше ухудшаться, особенно после весенних паводков. А местные жители так и продолжали ходить и ездить через аварийный мост, ведь так они заметно сокращали путь (с восьми до трех с половиной километров) и экономили время. Но ни районные власти, ни сельсовет не могут себе позволить вкладывать бюджетные деньги в ремонт сооружения, которое не числится у них на балансе.
Иначе руководители понесли бы ответственность за превышение своих полномочий. А если после ремонта кто-то пострадал бы при переезде через мост, то могла бы наступить и уголовная ответственность за ущерб, нанесенный здоровью граждан.
И все-таки лишние четыре с половиной километра до бетонного моста на машине - не такой уж большой крюк. Мы проехали. Это заняло не больше 15 минут.
Ради безопасности людям, видимо, придется смириться с более длинной дорогой. Фактически Заречная не отрезана от мира.
Но несмотря на официальный отказ, жители деревни готовы и дальше добиваться в разных инстанциях восстановления своего моста. Да, почти все они пожилые. И им этот отрезок пути не кажется маленьким, тем более тем, у кого нет машины - восемь-то км! И потом, люди следуют простой логике, заложенной в человека природой, - идти путем, который короче. Если честно, я не представляю, как им внушить обратное? Как ходили-ездили, так и будут. И, может быть, кто-то все-таки каким-то чудом отремонтирует их деревянный мост?
Алексей Юшин
«Пензенская правда», 24 сентября 2022 г.
Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024