Лихие пируэты

Хотя неадекватно холодная погода этой весной и ограничила любителей всевозможного двух- и одноколесного транспорта, но люди на велосипедах и электросамокатах уже появились на улицах в немалом количестве. И уже успели навести жуть на пешеходов.

«ИХ ТОЛПЫ!»

К губернатору Пензенской области Олегу Мельниченко обратились жители Западной Поляны, любящие гулять по Тропе здоровья. По их словам, выходить в лесопарковую зону и дышать там свежим воздухом стало действительно опасно. По мнению обращающихся, вина в этом лежит на велосипедистах, которые гоняют прямехонько по пешеходной дорожке.

Вторят «антивелогонщикам» и «нелюбители» другого двухколесного транспорта.

«Кто разрешил на Московской прокат электросамокатов? Что это за бизнес в ущерб остальным гражданам, которые должны постоянно озираться? Они заполонили всю центральную улицу города, невозможно пройти спокойно. Люди пожилого возраста не такие уже расторопные и не могут постоянно уворачиваться от тех, кто едет на самокатах. А это травмы и увечья. Это мешает нормальному передвижению по пешеходной главной улице города.

Да, можно двигаться на самокате по пешеходной дорожке, но не в таком же количестве, их толпы, пройти невозможно!» - написала в соцсетях главе региона пензячка Регина Чебочинова.

С ВЕТЕРКОМ И МАТОМ

Понять пензенцев можно. Автор этих строк сам едва не попал под колеса велогонщиков на тропе на Западной Поляне. Любители двухколесного спорта превратили имеющиеся там дорожки в откровенно оживленную трассу. И на то, что там десятилетиями гуляли и продолжают гулять люди, велогонщикам наплевать. Летят, орут матом, требуя уступить дорогу, хотя хозяевами леса их вроде бы никто не назначал.

Также на днях корреспондент «НП» наблюдал, как двое мальчишек, явно несовершеннолетних, переезжали улицу Кулакова перед путепроводом. А на глазах моего знакомого велосипедист сбил собаку, с которой гулял прохожий, после чего спокойно укатил дальше по своим делам.

Отмечает неадекватность водителей «двухколесных коней» (в данном случае электросамокатов) и Регина Чебочинова: «В прокат их берут разные категории граждан, в том числе в нетрезвом состоянии, агрессивные, и это никем не контролируется».

Вот и возникает вопрос: что делать с такими товарищами и как их вообще призвать к порядку и ответу?

ПЕШЕХОД, КОТОРЫЙ ЕДЕТ

На самом деле требования к велосипедистам прописаны в Правилах дорожного движения.

«Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Допускается их движение по тротуару или пешеходной дорожке, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки либо отсутствует возможность двигаться по ним. А также если велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Кроме этого, если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов», - рассказал корреспонденту «НП» заместитель начальника УГИБДД УМВД РФ по Пензенской области Олег Барковский.

С электросамокатами, по его словам, ситуация более сложная: «Граждане, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные СИМ (средства индивидуальной мобильности), в том числе электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, согласно требованиям действующего законодательства приравнены к пешеходам. Таким образом, лица, использующие их, обязаны передвигаться по тротуарам и пешеходным зонам, в том числе на Олимпийской аллее».

Собственно, на этом и базируется ответ администрации города Пензы пензячке: «В настоящее время действующее законодательство не позволяет ограничить количество средств индивидуальной мобильности как пунктов проката, так и личных, передвигающихся по пешеходным улицам».

Выхода нет? Но в Санкт-Петербурге год назад местные власти волевым решением убрали с улиц прокаты электросамокатов до принятия регламентирующих их движение законов. Значит, что-то все-таки можно сделать? Если, конечно, захотеть.

Кроме того, по словам Олега Барковского, Госавтоинспекция региона в прошлом году привлекла к административной ответственности 112 велосипедистов, а за 4 месяца этого года - 12.

УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА

Несовершенство законодательства в отношении двух- и одноколесных средств передвижения признают все. И, в общем-то, понятно, почему так происходит. Когда писались ПДД, велосипеды, самокаты и прочие гироскутеры не создавали никаких проблем. Но сейчас их на улицах появилось действительно огромное количество.

Поэтому пока, по мнению директора ЦПКиО им. В.Г. Белинского Елены Савельевой, проблему может решить только культура и взаимоуважение: «Нам что-то с этим сделать сложно. В штате нет такого количества сотрудников, чтобы следить за Тропой здоровья, и в их обязанности не входит урезонивание разогнавшихся велосипедистов. Да и сотрудника полиции к каждому дереву не поставишь».

Однако описанные выше ситуации свидетельствуют, что с культурой все пока не так радужно, как хотелось бы. Поэтому сначала оговоримся, что мы не против велосипедов и электросамокатов. Это здоровье, это экология. Но очевидно, что нужны более совершенные законы, которые позволят владельцам средств передвижения и пешеходам меньше мешать друг другу. Особенно это касается пресловутых СИМ.

В общем-то, и на федеральном уровне это понимают. Буквально на днях Минпромторг РФ объявил о разработке нового ГОСТа, касающегося электросамокатов, моноколес, гироскутеров и их «коллег» по категории СИМ. Согласно стандарту им ограничат скорость, оснастят их спутниковыми системами слежения и световозвращающими элементами.

Юрий Ильин

«Наша Пенза», № 20, 18 мая 2022 г.

19 мая 2022, 19:50

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024