Под Пензой растут «рукотворные» свалки. В этом году в связи с угрозой распространения коронавируса народ все чаще отправляется отдыхать на свои загородные участки. Однако такая похвальная тяга к родным местам не всегда во благо для этих самых мест. Вдоль рек и озер, в лесах и у поселков как на дрожжах растут кучи мусора, превращаясь в зловонные свалки.
ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО
В рейд по таким завалам мы отправляемся с председателем областного отделения Русского географического общества Игорем Пантюшовым. Первая точка - село Николаевка Пензенского района, малая родина исследователя Аляски морского офицера Лаврентия Загоскина.
Эти места стали пользоваться популярностью с прошлого года, когда сюда проложили асфальтированную дорогу, а в самом поселке открыли памятник знаменитому земляку. Все это было сделано силами регионального отделения РГО. Памятник установили на средства президентского гранта, а дорогу удалось «выбить» только после личного вмешательства губернатора.
Первое строение на подъезде к поселку - развалины большого кирпичного храма.
«Это церковь Феодоровской иконы Божьей матери, - поясняет Пантюшов. - Ее строила тетя Лаврентия Загоскина, здесь его крестили. В советское время тут было зернохранилище и скотобойня, после войны - школа».
А вот от усадьбы Загоскиных, что стояла на холме у леса, не осталось ничего. О том, что она здесь была, местные старожилы слышали от своих родителей. В поселке домов немного, на центральной улице главная достопримечательность - небольшая аллея и памятник исследователю Аляски.
«Мы планировали посадить вдоль аллеи и на дорожке, ведущей к роднику (которому, кстати, больше 100 лет), 75 деревьев в честь 75-летия Победы, - говорит староста села Галина Шатрова. - Но из-за карантина сельский сход отменили, посадили своими силами 12 деревьев - рябину и ели. Остальное сделаем позже, когда карантин закончится».
Вниз по склону, метрах в 30 от монумента, расположилась... внушительная куча гниющего лука, запах от которого, как говорил знаменитый русский сатирик, специфический. Его здесь складирует местный предприниматель. Рядом - большая теплица с луком. Казалось бы, никто не вправе возразить, ведь свалка - на частной территории. Однако чуть ниже - речка, куда попадают гниющие отходы.
«Мы его уже не раз просили убрать мусор, но реакции никакой, - разводит руками староста села Галина Викторовна. - Будем подавать заявление в прокуратуру. А что делать, если человек по-другому не понимает?!»
ЗАБРОШЕННЫЙ ЛЕС
Вид с моста на речку Вязовку очень даже живописный, но если спуститься на берег, то нетрудно заметить разбросанный в траве мусор. Видимо, сюда наведываются любители пикников, а бутылки и пакеты оставляют в «дар» природе. Периодически стараются очистить берег все те же сельские активисты.
«Наша речка впадает в Константиновский пруд, когда-то там стояли очистные сооружения, было много бобров, лебеди прилетали. Сейчас бобры исчезли, очистные сооружения сломаны, вода стоит сизая и имеет неприятный запах. Пруд этот отдали в аренду частникам, они туда теперь даже рыбаков не пускают», - констатирует наша сопровождающая.
По другую сторону от центральной улицы раскинулся луг. Среди многотравья видны заросли луговой клубники и душистого чабреца, а посередине - снова островок из мусора.
На выезде из села - еще одна свалка со старой мебелью и всякой всячиной. Чуть дальше у карьеров с песком, которые сейчас официально закрыты, новые кучи мусора вырастают почти каждый день.
«Сюда люди едут за песком, а из города везут с собой мусор и бросают его неподалеку в посадках. Мы его стараемся убирать, но свалка появляется снова и снова», - поясняет депутат Саловского сельсовета Лариса Игонина.
Выше за карьерами начинается лес, его, по словам старожилов, сажали еще родители Лаврентия Загоскина. Когда-то он рос на радость людям, сейчас местные в него даже дорогу забыли...
«Какой был светлый, чистый лес! - вспоминает Галина Шатрова. - За ним ухаживали, убирали сухостой. Помню, как мама за час ведро лисичек набирала. Сейчас там сплошной бурелом».
ОСОБАЯ ЗОНА
Следующая точка осмотра - окрестности реки Ардым. Эту территорию постоянно мониторит представитель общественности Дмитрий Поликанов.
«В этой местности растет огромное число краснокнижных растений, - поясняет он. - Именно поэтому мы добиваемся, чтобы она вошла в состав особо охраняемых территорий Пензенской области».
Однако «краснокнижную» территорию пока не только не охраняют, но и продолжают сваливать здесь мусор. Причем свалка там, где растут редкие растения, увеличивается в геометрической прогрессии, захватывая все новые территории.
Буквально в 30 метрах от трассы открывается вид на кучи строительного и бытового мусора. Им завалены окрестные посадки и почти все овраги.
По словам местных жителей, мусор сваливают здешние предприниматели. Но поймать их практически невозможно - для этого нужно либо сидеть в засаде, либо устанавливать камеры видеонаблюдения. А денег у местной администрации нет.
Кстати, узнав, что рядом со свалкой гуляют журналисты, глава администрации Старой Каменки срочно прибыл на место происшествия. По его словам, территория периодически очищается, но бороться с нарушителями не так-то просто...
РОГА, КОПЫТА И БУТЫЛКИ
Между тем подобные свалки растут как грибы после дождя, особенно там, где любят отдыхать горожане. Например, вблизи дачных участков и зон отдыха.
«У нас рядом с Чемодановскими дачами есть поле и родник, куда многие ездят за водой, - рассказывает пенсионерка Лидия Изотова. - Так вот, проезжать и проходить по этому полю скоро будет невозможно - оно завалено строительным и бытовым мусором. Там и коробки с просроченными консервами, и упаковки с пустыми бутылками, и даже останки убитых оленей! Мы находили мешки с копытами и шерстью.
Сами неоднократно видели, как приезжают КамАЗы и сваливают битый шифер, гнилые доски, оконные рамы. У нас на дачах есть контейнеры для мусора, которые регулярно вывозятся на официальную свалку. В этом отношении дачники - люди аккуратные. Но почему мы должны терпеть такое варварство со стороны каких-то дельцов?!»
На этот вопрос у местных властей, отвечающих в том числе и за чистоту территорий, ответа нет.
Мария Павлихина
«Наша Пенза», № 27, 1 июля 2020 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024