Ориентировки о пропавших грибниках появляются с пугающей регулярностью. Что ни день, то новое сообщение.
Как говорят поисковики, народ в лесах начал пропадать еще в начале ягодного сезона. Но пик, как правило, приходится на сентябрь-октябрь, когда люди уходят на тихую охоту. Именно тогда телефоны полиции, спасателей и поисковиков разрываются от звонков тех, чьи родственники или знакомые бесследно исчезли, отправившись на сбор лесного урожая.
Нередко бывает, что и сами «потеряшки» дозваниваются в полицию или спасателям...
«ПРОДВИНУТАЯ» БАБУЛЯ
Статистика о тех, кто ушел и не вернулся, напоминает сводки военных действий - достаточно взглянуть на сайт поискового отряда «Лиза Алерт». Почти каждый день - новое объявление с очередной фотографией. Среди пропавших - и старики, и молодые, и люди среднего возраста. Есть даже те, кто пропал в черте города: вышел из дома и «растворился» среди бесконечных улиц и потока машин.
Но если в городе всегда есть люди, готовые оказать помощь, то на природе сложно на кого-то рассчитывать, кроме себя. Понятно, что и разыскать человека, блуждающего по лесу или даже в дачном массиве, совсем не просто.
«Намного упрощает задачу поиска наличие телефона у заблудившегося человека, - говорит инфорг группы «Лиза Алерт» Екатерина Самсонова. - Вот буквально вчера (17 августа) в Кузнецком районе пропала бабушка, 70 лет. Отправилась в лес за грибами и заблудилась. Но это тот счастливый случай, когда у пожилого человека был при себе хороший мобильный телефон с интернетом. Мало того, она довольно хорошо умела им пользоваться. Поняв, что не может найти дорогу к дому, женщина позвонила родным, а те - нам.
Спасатели и мы вышли с ней на связь по телефону. Отправили ей ссылку, по которой она смогла дать разрешение на определение своего местоположения. После этого к месту подоспела кузнецкая полиция и вывезла ее из леса».
Пропадают в лесу не только грибники. Так, этим летом в числе «заблудших» оказались и любители пикников на природе. Счет открыл мужчина, отправившийся с коллегами по работе в лес, чтобы с размахом провести выходные.
«21 июня к нам поступил сигнал от коллеги потерявшегося, - рассказывает Екатерина Самсонова. - Звонивший сам знал очень мало, сказал только, что они отдыхали с друзьями в районе Золотаревки, потом поругались. Все уехали, а тот пошел через лес домой и заблудился. Выяснилось, что у потерявшегося есть с собой телефон, который все еще в сети. Но связь была неустойчивой».
ГОЛОС ИЗ ОВРАГА
«Координатор принял решение заходить в глубь леса и работать на отклик: связь с пропавшим исчезла, не исключено, что что-то произошло, - поясняет наша собеседница. - Уже утром, когда спасатели уехали на пересменку, одна из групп добровольцев услышала отклик из лесного оврага примерно в 1,5 км от нашего штаба.
Оказалось, что телефон пропавшего был все еще включен, просто в этом районе совсем не было связи. Все закончилось хорошо, мужчину нашли».
Как утверждают поисковики, мужчине очень повезло, что при отсутствии связи его все-таки удалось найти за довольно короткое время. Хотя такие случаи нередко заканчиваются трагически...
«Заявка на поиск 77-летнего Николая Андреевича Кузнецова поступила на горячую линию отряда в ночь со 2 на 3 мая из районного поселка Лунино. Дедушка пошел в магазин, а обратно не вернулся. На тот момент шли третьи сутки после пропажи, - говорит инфорг поисковой группы. - Запускаем стандартные действия любого поиска - прозвон родственников, прозвон полиции, верстку ориентировки, подключение каналов оповещения. Увы…
ЗАСЕЧЬ ТЕЛЕФОН - НЕЗАКОННО
«Закрывали сплошным прочесом луга, речные поймы, лесополосы, - уточняет Екатерина. - Осматривали квартал за кварталом сам поселок Лунино, заброшенные и часто захламленные участки в жилой зоне, полиция и ПСЧ на плавсредствах осматривали русла рек. Был привлечен оператор квадрокоптера».
Наконец спустя почти две недели родным удалось найти в поселке женщину, которая последней видела пропавшего. Он спрашивал у нее, как пройти на свою улицу, но пошел почему-то в совершенно противоположном направлении...
«На очередной задаче 16 мая пешая автономная группа нашла его погибшим недалеко от реки в траве в 2,5 км от поселка, - грустно сообщает Екатерина. - До момента пропажи у дедушки не было больших проблем с памятью, иногда что-то забывал, но это было некритично. А в тот день, видимо, память его серьезно подвела, он не смог сориентироваться даже на знакомой местности.
Дедушка пропал 30 апреля, его телефон оставался включенным до 4 мая. Если бы в нашей стране был закон, позволяющий полиции сразу получать данные о местоположении телефона человека, попавшего в беду, то исход этой истории был бы совсем иным...»
Пока же в арсенале поисковиков (и добровольцев, и профессионалов) не так много способов обнаружить пропавшего, даже если у него при себе телефон.
«Часто бывает так, что, имея при себе телефон, человек не знает, как посмотреть свое местоположение, либо в данном районе просто нет связи с интернетом, - говорит наша собеседница. - Тогда наш координатор берет кучу карт и начинает выяснять по телефону, что человек видит вокруг: нет ли вблизи речки, болота, какой-то вышки? Мимо чего он проходил ранее? Затем, определившись с примерным местоположением, мы звоним спасателям и полиции, рекомендуем, куда ставить сирену. Затем снова звоним потерявшемуся и спрашиваем, слышит ли он звук или нет. После этого снова координируем установку сирены».
ТРИ СПОСОБА СПАСТИСЬ
«Если в телефоне у человека подключена услуга геопозиционирования и есть устойчивая мобильная связь, то мы можем определить координаты его местоположения и выслать за ним местную полицию, - говорит заместитель начальника Пензенского поисково-спасательного центра Геннадий Кабанов. - Существуют и другие способы ориентирования на местности. Вот буквально на днях нам позвонила женщина. Она была в гостях у подруги в районе Золотаревки, пошла от нее домой и заблудилась.
Мы посоветовали ей встать лицом к солнцу и идти прямо на него. Через некоторое время она нам позвонила и поблагодарила, таким способом, следуя по прямой линии, она вышла на дорогу».
На поиски человека пензенские спасатели, как правило, отправляются либо по звонку самого заблудившегося, либо по заявлению родственников. В последнем случае профессионалы отправляются на поиски, только если человек не вернулся к обозначенному им времени и о его исчезновении сообщили не через несколько суток, а в ближайшие часы.
«Если нам сообщают его примерное местонахождение, приметы, во что был одет, мы выезжаем в этот район на поиски, - говорит Геннадий Кабанов. - Даем световые и звуковые сигналы, затем выдерживается минута тишины. Если человек не откликается, перемещаемся и снова - сигналы. Если есть мобильная связь, пусть даже у человека не смартфон или айфон, а совершенно простенький кнопочный телефон, мы можем обратиться к его оператору сотовой связи, которые предоставляют функцию триангуляции местоположения мобильного телефона «Где я?». Человеку на телефон придет СМС, на которое он должен ответить «да», и услуга будет подключена. Тогда мы сможем найти его».
По словам спасателей, при таком методе поиска в большинстве случаев человека удается найти живым и здоровым.
Мария Павлихина
«Наша Пенза», № 35, 26 августа 2020 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024