Журналисты «НП» решили провести эксперимент: одна из сотрудниц редакции позвонила в центр переливания крови и поинтересовалась, может ли она стать донором антиковидной плазмы. Мол, сама переболела «короной» и теперь хочет помочь другим.
Не скроем, ковидом наш корреспондент, к счастью, не болела, эту ситуацию мы смоделировали для того, чтобы выяснить, происходит с банком противовирусной плазмы.
«СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ»
Тему для маленького журналистского расследования подбросила сама жизнь. Последние несколько дней федеральные СМИ муссируют вопрос нехватки антиковидной плазмы. Ее дефицит уже ощутили медики Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Кемеровской области. Количество регионов, остро нуждающихся в этой жидкой фракции крови, увеличивается с каждым днем.
На фоне растущей заболеваемости ковидом этот факт многие эксперты называют чуть ли не угрожающим. Хотя справедливости ради стоит сказать, что донорская плазма от «короны» не панацея. Панацеи от нее вообще пока нет. Тем не менее этот метод с успехом практикуют и в России, и за рубежом.
После переливания антиковидной плазмы находящиеся в ее составе антитела начинают бороться с вирусом. Это дает время организму стабилизироваться и выработать собственные антитела. Поэтому для многих пациентов с COVID донорская плазма может стать счастливым билетом в здоровую жизнь. Собственно, с этим и связан интерес к банкам крови.
СТРАННАЯ СИТУАЦИЯ
Мы тоже решили поинтересоваться, есть ли у нас запас целебной плазмы. И пришли к неожиданным выводам.
Поскольку все доноры проходят через Пензенский клинический центр крови, туда мы и отправили запрос. Нас интересовало, удается ли создать банк антиковидной плазмы, или же она сразу раздается по больницам, достаточно ли ее, как протекает процесс сбора и как часто она используется. Полученные ответы нас поначалу обнадежили.
«Заготовка антиковидной плазмы осуществляется с июня 2020 года. По сентябрь этого года заготовлено 90 литров (400 доз). Имеется постоянный запас плазмы в объеме 10-15 доз. Все требования, поступающие от лечебных учреждений, удовлетворяются в полном объеме», - дала ответ «НП» пресс-служба центра крови. Все понятно.
Но вот ответ на следующий вопрос перевести на общедоступный язык нам не удалось. Мы спрашивали, как часто применяется плазма. Ответ: «Клиническое применение антиковидной плазмы осуществляется в соответствии с временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Минздрава России, версия 8 (03.09.2020)»...
Нам не оставалось ничего другого, как позвонить в регистратуру центра крови, представившись пациентом, переболевшим коронавирусом. «Подождите, я соединю вас с врачом», - ответила на том конце провода регистратор. Через пару секунд корреспондент «НП» повторно озвучила суть своего вопроса доктору. Завязался диалог:
- Когда вы болели? Были ли осложнения, пневмония?
- Болела месяц назад. Пневмония была.
- Вы не подходите. Нужно, чтобы после болезни прошло полгода. К тому же кровь у женщин на антиковидную плазму мы не берем.
- Почему?!
- В силу физиологии - перенесенных заболеваний, беременности, абортов и т. д. В женском организме могут выработаться особые антитела, не приносящие пользы ковидным больным.
Что же выходит? Стать донором антиковидной плазмы может человек, перенесший «корону» не менее полугода назад. Несложно подсчитать: от октября минус шесть месяцев получается март - начало апреля.
Более того, оказывается, донорами могут быть только представители сильного пола. Выходит, для формирования банка антиковидной плазмы подходят только мужчины, переболевшие коронавирусом в марте - начале апреля этого года.
Число таких пациентов на тот момент (а это начало пандемии) было относительно небольшим. Об ограничительных мерах губернатор Иван Белозерцев сообщил 16 марта, когда в Пензе официально подтвердили первый случай ковида.
Возникает вопрос: действительно ли у нас достаточно антивирусной плазмы?
ВАЖНО!
При переливании плазмы, как и крови, правила одни и те же: должны совпадать группа крови и резус-фактор донора и реципиента. I группа - универсальная, она подходит всем. И группа - самая распространенная. Именно по этой причине людей с I группой крови, по статистике, больше среди заболевших C0VID-19.
Полина Тальникова
«Наша Пенза», № 42, 14 октября 2020 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024