На крутых поворотах

Каждое последнее воскресенье октября в России отмечается День автомобилиста. А каждое третье воскресенье ноября - Всемирный день памяти жертв ДТП. На перекрестке этих двух осенних месяцев сама собой напрашивается тема для серьезного разговора - безопасность дорожного движения.

КОВИД «ПОМОГ»

Впрочем, эта тема актуальна в любое время года: за 9 месяцев 2020-го на дорогах региона погибли 140 человек. Это на 3% меньше, чем в прошлом году. Но улучшение ситуации вряд ли стоит связывать с выросшей ответственностью водителей, решивших вдруг ездить исключительно по правилам.

Как ни прискорбно, спасибо за эту маленькую победу мы должны сказать пандемии. Во всяком случае, так считают эксперты. И с ними, кстати, соглашается статистика, обнародованная региональным ГИБДД. По данным инспекционного ведомства, с 1 марта по 1 июля количество ДТП в области уменьшилось аж на 23%. Сократилось и количество погибших в автокатастрофах - сразу на 49%.

Оно и понятно: большинство предприятий не работало, люди были вынуждены коротать время дома, ездить особо им стало некуда. И если экономику коронавирус вверг в хаос, то на дорогах, наоборот, стало больше порядка.

Но это временное затишье: пресловутый человеческий фактор никто не отменял. Именно его автоинспекторы называют основной причиной ДТП: одни водители возомнили себя Шумахерами и рассекают по городским улицам, как по гоночной трассе; другие, вместо того чтобы смотреть на дорогу, болтают по телефону; третьи в упор не видят разметку; а четвертые вообще могут сесть за руль подшофе.

Кстати, в этом году за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования к административной ответственности было привлечено почти 3,5 тысячи водителей.

ТРАГЕДИЯ ЗА ТРАГЕДИЕЙ

Самые жуткие ДТП в силу разных причин случаются на федеральной трассе и на областных дорогах.

Так, 27 июля в 19:00 в Башмаковском районе автомобиль Mazda 6 съехал с дороги и влетел в дерево. Удар был настолько сильным, что три человека, находившиеся в салоне - 29-летний водитель, 25-летняя девушка и 4-летняя девчушка, - скончались на месте.

9 августа около 12:00 на 474-м км федеральной автодороги М5 «Урал» столкнулись два автомобиля - «Лада» и Volvo. Отечественным авто управлял 25-летний парень, а иномаркой - 39-летний мужчина. После столкновения «Лада» загорелась. Находившиеся в ней водитель, молодая женщина и двое детей, 6 и 2 лет, погибли.

Ночью 20 августа в поселке Земетчино в кювет слетела «Лада Гранта». Автомобиль, которым управлял 20-летний парень, перевернулся. Он сам и три его пассажира - две девушки и молодой человек - были госпитализированы с различными травмами. Еще один парень с девушкой скончались на месте. Одному пассажиру повезло - после оказания медпомощи он был отпущен домой. Как видите, автомобиль был переполнен: вместе с водителем в нем находилось семь человек.

ПРЕСЛОВУТЫЙ ФАКТОР

По информации области управления ГИБДД, количество машин в регионе постоянно растет (несмотря на кризисы и другие экономические передряги). В 2014 году на территории области было зарегистрировано 473 тыс. 753 автомобиля, в 2018-м - 515 тыс. 413, а в 2020-м - уже 520 тыс. 667 машин.

«За последние пять лет прирост составил 10%», - констатирует врио начальника регионального ГИБДД полковник полиции Антон Шматков.

В некоторых семьях - по два, а то и по три автомобиля. Ситуация складывается странная: количество машин растет, а численность инспекторов не увеличивается. Сейчас в Пензенской области трудится 400 блюстителей дорожного порядка. Надо бы больше, считают эксперты.

Но в стране взят курс на техническое оснащение. Вот и в Пензенской области функции инспекторов выполняют видеокамеры. Они в большинстве своем фиксируют превышение скорости, водители прекрасно это знают и стараются не нарушать скоростной режим там, где установлены камеры. И ничего не мешает им пересекать сплошные полосы, подрезать другие автомобили, игнорировать красный сигнал светофора и проноситься перед самым носом у ошалевших пешеходов. Естественно, все это не может не сказаться на аварийности.

«Нельзя сбрасывать со счетов еще несколько факторов: уменьшение пропускной способности улиц и дорог, содержание улично-дорожной сети, техническое состояние транспортных средств, качество обучения водителей, - говорит Антон Шматков. - Однако основной причиной ДТП продолжает оставаться человеческий фактор. Прежде всего - низкая культура поведения на дорогах, пренебрежение требованиями действующих правил и норм, неадекватная оценка своих навыков вождения.

Водителям следует четко осознавать ответственность, которая ложится на них, когда они садятся за руль своей машины. Максимальная концентрация внимания и знание правил - вот залог безаварийной езды, а значит, гарантия сохранения собственной жизни и жизней других участников дорожного движения».

ВРЕДНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

По логике, постоянно растущее количество автомобилей должно спровоцировать ужесточение ответственности или хотя бы жесткость со стороны инспекторов. Но, опять же, время диктует свои правила: блюстители дорожного порядка стали гораздо либеральнее, чем 20-30 лет назад.

«Раньше у водителей появлялся мандраж, когда они видели, что к их машине идет гаишник, - рассказывает водитель со стажем Дмитрий Злобин. - Многие заядлые нарушители, перевоспитанные в те времена сотрудниками ГАИ, и сейчас соблюдают правила дорожного движения. Более того, они снисходительно относятся к молодым задирам, которые на купленных папами иномарках щекочут нервы всем участникам дорожного движения.

В последние годы общение между инспекторами и водителями кардинально изменилось. И не в лучшую сторону. Останавливая автомобиль, сотрудники ГИБДД любезно интересуются состоянием здоровья водителей. В ответ многие начинают откровенно хамить и унижать инспекторов, размахивают перед их носом «корочками», отказываются от проведения экспертиз.

Мне, например, обидно за инспекторов. Наш народ не готов к либеральному отношению со стороны правоохранительных органов».

Остается надеяться, что когда-нибудь водители все-таки начнутся уважать друг друга и инспекторов, выучат назубок правила дорожного движения и перестанут лихачить. Нереально? Может быть. Но надеяться все же хочется.

САМЫЕ АВАРИЙНЫЕ МЕСТА ПЕНЗЫ

1. Пересечение улиц Володарского и М. Горького (несоблюдение очередности проезда, нарушение требований сигналов светофора, неподчинение сигналам регулирования) - 5 ДТП.

2. Пересечение улиц Коммунистической и Пугачева (неправильный выбор дистанции) - 5 ДТП.

3. Пересечение улиц Аустрина и Компрессорной (несоблюдение очередности проезда) - 5 ДТП.

4. Пересечение улиц Куйбышева и Чкалова (нарушение правил проезда пешеходного перехода, несоблюдение очередности проезда) - 7 ДТП.

5. Пересечение улиц Кулакова и Суворова (несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, нарушение требований сигналов светофора) - 5 ДТП.

ВАЖНО!

за 9 месяцев этого года на территории Пензенской области зарегистрировано 1 187 ДТП, в которых 140 человек погибли и 1 618 получили ранения различной степени тяжести. За аналогичный период прошлого года в регионе было совершено 1 333 ДТП, в которых погибли 144 человека.

Ольга Семенеева

«Наша Пенза», № 44, 28 октября 2020 г.

29 октября 2020, 10:57

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024