Прикрываясь коронавирусной угрозой, жулики вновь пытаются развести доверчивых россиян на деньги. Во многих регионах участились случаи рассылки «писем счастья» от мнимых жилищных организаций. Людей убеждают дистанционно оплатить задолженность за «коммуналку» и пени, якобы начисленные за период самоизоляции.
БЕРУТ НА ИСПУГ
Мошеннические послания обычно содержат поддельную электронную квитанцию либо ссылку на интернет-ресурс, открывающий доступ к личным банковским счетам, с которых дистанционно списывается оплата ЖКУ. Как обезопасить себя от «развода на квартплату»?
Коммунальные мошенники активизировались не случайно: начало года для управляющих компаний и поставщиков коммунальных ресурсов - традиционный период перерасчетов. Кроме того, идет рассылка обычных ЖКУ-квитанций с возможностью их онлайн-оплаты по QR-коду.
ЗАМАНЧИВО - ЗНАЧИТ, ОБМАНЧИВО!
Один из самых распространенных приемов киберпреступников - рассылка электронных писем, допустим, от имени Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) или, как в нашем случае, местных поставщиков услуг ЖКХ. Формат письма - точь-в-точь настоящее уведомление. В нем, как правило, предлагают перейти по ссылке на некий сайт, чтобы узнать сумму задолженности и тут же погасить ее онлайн.
Такая ссылка всегда ведет на сайт-ловушку. Чаще всего это фейковая страница, копирующая сайт реальной организации, с той разницей, что на фейке вас попросят скачать программу, например, для отслеживания новостей о COVID-19.
На самом деле это вирус, который попытается украсть данные вашей карты и списать деньги. Три четверти ресурсов в доменной зоне .ru, посвященных коронавирусу, - мошеннические.
ПОДОЗРИТЕЛЬНАЯ ССЫЛКА
Авторы «писем должникам» просят граждан дистанционно оплатить поддельные квитанции или же предоставить сведения о ранее совершенных онлайн-платежах, перейдя по ссылке, содержащейся в письме. Тем самым мошенники стремятся получить доступ к индивидуальным банковским счетам и кодам карт, которые отображаются в банковской платежной системе при каждой транзакции.
Недавно аналогичное письмо со ссылкой на мошеннический ресурс получил и корреспондент «НП». Однако он не открыл, а благоразумно проигнорировал содержавшуюся в нем подозрительную ссылку.
Помимо этого, дабы защитить свои финансовые ресурсы от возможного повторного вторжения, сообщил о чужеродной попытке получить доступ к ним в контакт-центр своего банка (по единому номеру 900).
Сообщить о попытке онлайн-мошенничества с коммунальными платежами, а также проверить номер телефона или сайт, с которого пришло подозрительное письмо или СМС, можно непосредственно через сайт банка, к которому привязаны ваши карта или счет. Для этого есть специальная электронная форма обращения, которую нужно заполнить, отправить и ожидать ответа специалиста (по почте, электронной почте или СМС с единого банковского номера).
В областном управлении Госжилстройтехинспекции пояснили, что жители региона были освобождены от уплаты штрафов и пени за жилищно-коммунальные услуги лишь до конца 2020 года. Действие этого всероссийского «антикоронавирусного» моратория закончилось 1 января 2021 года. Продлевать его не планируется.
Алла Капитуров
«Наша Пенза», № 3, 20 января 2020 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024