Владельцам гаражей, не оформленных в собственность, дано три месяца на сборы: с 1 сентября в Росреестре начнется массовый прием документов на упрощенную регистрацию нежилой недвижимости. Что ждет обладателей автомобильных мест с вступлением в силу закона о «гаражной амнистии»?
ЧТО ЗА ХАОС?
Пензенские жилые массивы, «обросшие» по окраинам длинными рядами гаражных боксов, - примета ушедшей эпохи, когда люди, улучшая свои жилищные условия, получали «бонусом» гаражи. Массово вступая в гаражно-строительные кооперативы, пензенцы и представить не могли, что когда-нибудь их придется приватизировать.
Самые дальновидные сделали это еще на заре приватизации, пройдя многоступенчатую и дорогостоящую процедуру признания таких объектов капитальными и нотариально закрепив свои имущественные права как на сами гаражи, так и на земельные участки под ними. Основная же масса населения тогда предпочла оставить все как есть - слишком хлопотно, длительно и затратно было этим заниматься.
В результате через 30-40 лет образовался хаос, когда в одном и том же кооперативе гаражи могли принадлежать один - частнику, другой - городу, третий - быть предоставленным третьим лицам на правах пользования или муниципальной аренды и т. д. Причем фактические хозяева гаражей были абсолютно бесправны в отношении своей нелегализованной недвижимости: без свидетельства о праве собственности на землю под гаражами они не могли ни продать, ни подарить, ни оформить их в качестве наследства. В любой момент истинный владелец участков (администрация города или муниципальное учреждение) мог изъять землю, предоставив ее, например, застройщику. И гаражи на ней массово пошли бы под снос.
По разным оценкам, в России насчитывается от 3,5 до 5 млн незарегистрированных гаражных строений. Сегодня в едином государственном реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) состоит свыше 36 тыс. гаражно-строительных кооперативов, а на кадастровый учет поставлено более 5,6 млн объектов для содержания автомашин. При этом количество существующих, но не оформленных гаражей значительно больше: среди таковых, например, отдельно стоящие гаражные строения во дворах многоквартирных домов (не путать с пристроями к существующим дворовым хозпостройкам - они не подлежат регистрации).
«В кадастровых документах наша придомовая территория занимает не больше 5 метров отступа от границ дома. Все остальное - муниципальная земля. Ее никто не межевал и не приватизировал - все это одна общая дворовая территория с соседним многоквартирным домом. И на ней уже 40 с лишним лет стоят наши 15 гаражей - кирпичные и металлические. Представьте, что будет, если этот участок площадью более 500 кв. м понадобится городу или застройщику? Как нам тогда доказать, что гаражи наши, если те как следует не оформлены?
Нас пока спасает то, что наш район не интересен застройщикам. Но город однажды уже собирался изымать землю под расширение дороги, а за железнодорожной линией уже давно забрали все незарегистрированные придомовые участки и построили там многоэтажки. Так что «амнистия» нам на руку: если введут «упрощенку» одновременно на гаражи и на землю, будем добиваться межевания общей территории двора и отдельно оформлять участки под гаражами», - говорят жители МКД на Металлистов, 10.
В ДЕСЯТКУ
Закон о так называемой «гаражной амнистии» принят в марте этого года, однако его практическое действие начнется с 1 сентября. Владельцы незарегистрированных гаражей на муниципальных и ведомственных участках смогут подать документы на оформление земли в собственность напрямую в Росреестр.
«Амнистия» рассчитана на 5 лет - до 1 сентября 2026 года. Суммарная стоимость оформления документов на легализацию гаража и земельного участка под ним в этот период составит не более 10 тысяч рублей с человека (включая госпошлину 700 рублей за обращение в Росреестр). Половина суммы уйдет на подготовку техплана гаража и примерно столько же - на кадастровый план земельного участка.
Чтобы узаконить гаражи, ранее бывшие в составе типовых советских ГСК или отдельно построенные на придомовых территориях, автовладельцы должны будут соблюсти несколько условий. Начать следует с выяснения статуса объекта гаражной недвижимости, дабы не допустить ошибок при подготовке документов для проведения регистрационных действий с ним в Росреестре.
Руководитель регионального управления Росреестра Оксана Романова: «Нынешний проект легализации гаражных строений подойдет далеко не всем. «Гаражная амнистия» коснется только тех объектов, участки для которых выделялись надлежащим образом организациями, предприятиями, муниципалитетами, воинскими частями и т. д.
Главное условие - это документальное подтверждение факта выделения земельных участков. Также придется доказывать, что гараж имеет признаки объекта капитального строительства. Второе условие - сроки возведения гаража: он должен быть построен до 30 декабря 2004 года включительно. На гаражи, возведенные позже, амнистия не распространяется. Но если человек приобрел или получил «недооформленный» гараж в наследство после этой даты, право на амнистию у него сохраняется».
P.S. Гаражи-ракушки под «амнистию» не попадают. А вот отдельно стоящие стационарные гаражи из металлоконструкций с заасфальтированным или гравийным покрытием, погребами и подобием фундамента - сколько угодно.
Алла Капитурова
«Наша Пенза», № 23, 9 июня 2021 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024