На днях глава региона озвучил новость: комиссия по региональному развитию в РФ во главе с заместителем председателя правительства Маратом Хуснуллиным одобрила заявку на инфраструктурный кредит для нашего региона, который пойдет на перестройку транспортной сети. Значит, изменениям в системе транспортного обслуживания быть.
«СВЯЗАТЬ» В ЕДИНУЮ СЕТЬ
«Стоимость проекта по полной перестройке транспортной системы - 6,4 млрд рублей. 50 процентов из них - одобренный инфраструктурный кредит, другую половину предоставит региону госкорпорация ВЭБ РФ, - сообщил на днях Олег Мельниченко. - В течение 2022-2023 годов планируется построить транспортно-пересадочные узлы, организовать парковки, установить газовые заправочные комплексы, а также закупить новые автобусы на газомоторном топливе. Главная цель проекта - сделать общественный транспорт по-настоящему удобным, с регулируемым тарифом».
Так каким же он станет, новый общественный транспорт? Об этом корреспонденту «Нашей Пензы» рассказал руководитель ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» Михаил Глушков.
Прежде всего отметим, что модель, которую планируется ввести в Пензе, утверждена Минтрансом РФ. И наш регион далеко не первый, где она внедряется. Аналогичная система уже действует в обеих столицах, Перми, Твери, Новокузнецке и других городах страны.
Сейчас новая транспортная схема находится в разработке. Известно, что она охватит всю Пензенскую агломерацию, включая саму Пензу, Заречный, Пензенский и Бессоновский районы. Каков будет окончательный вариант, пока неизвестно. В первом квартале 2022 года разработчик должен представить три варианта, из которых жители Пензы путем голосования выберут один, который и будет внедряться в областном центре.
ПРОЩАЙ, «ФУРГОНБУС»?
«Переход на регулируемые тарифы - важнейшее нововведение, - отмечает Михаил Глушков, - это исключает возможность их изменения со стороны перевозчиков. Все будет решать единственный уполномоченный орган (как это происходит, например, с водо- и теплоснабжением, электричеством). Таковым станет наше ГКУ. С перевозчиками будут заключаться госконтракты. Причем победить в конкурсе смогут только те, кто приобретет новый подвижной состав».
Таким образом, после внедрения изменений в системе транспортного обслуживания пензенцы должны забыть о бороздящих улицы давно списанных за рубежом «агрегатах», которые в народе прозвали «фургонбусами». На магистральных маршрутах должна работать абсолютно новая техника.
СТАРЫЙ НОВЫЙ ПРОЕЗДНОЙ
Поскольку сейчас свои услуги пензенцам предоставляет весьма разношерстный контингент перевозчиков, в маршрутках, автобусах и троллейбусах возможен единственный вариант оплаты - наличными на руки кондуктору.
«С введением регулируемых тарифов в обиход вернется и такое понятие, как проездной билет. Но не бумажный - технические возможности позволяют привязать его к банковской карте. На входе, приложив ее к специальному устройству, можно будет оплатить проезд», - рассказал Михаил Глушков.
Проездные должны стать тем самым фактором, который позволит пензенцам экономить на проезде. Сейчас при пересадках мы платим независимо от того, сколько их приходится сделать. Новая транспортная модель предполагает, что проездной покроет подобные издержки.
Самих пересадок тоже должно стать меньше. Маршруты разделятся на магистральные, движущиеся на дальние расстояния по основным транспортным артериям, и подвозящие, которые будут доставлять людей к магистралям из отдаленных районов.
«Пассажиропоток в Пензе сложившийся. Магистральные маршруты просматриваются и сейчас, например из Арбекова до аэропорта. Больше вопросов связано именно с подвозящими - разрабатываются схемы, из каких микрорайонов и по каким графикам должен ходить транспорт», - объясняет руководитель ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области».
ПЯТЬ МИНУТ НА ОСТАНОВКЕ
Графики - еще одна немаловажная часть новой транспортной схемы. По словам Михаила Глушкова, систему построят так, что перевозчикам будет выгодно их соблюдать.
«Оплата проездных, а также разовых билетов поступит в бюджет, из которого будет производиться расчет с перевозчиком - в зависимости от километража, а не от количества перевозимых в салоне людей. Контроль будет осуществляться с помощью специального программного обеспечения, связанного с системой ГЛОНАСС. За несоблюдение графиков перевозчиков ждет штраф. Если рейс не пройден от одного конечного пункта до другого, за него не заплатят ни копейки. Если же допущен невыход на линию, то и оплаты не будет, и штраф прилагается».
Четкие графики, как отмечает руководитель ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области», позволят людям быть уверенными, что, добравшись до магистрального маршрута, они простоят на остановке не более 5 минут.
Ну и самое, возможно, важное: графики предусматривают, что автобусы будут ходить с 5:00 до 23:00. Наконец-то должен решиться вопрос с исчезновением общественного транспорта с улиц после 21:00.
ЦЕНА ВОПРОСА
Как уже говорилось выше, по магистральным линиям будут ходить только новые автобусы. Причем, низкопольные, трехдверные, на газомоторном топливе. Для автобусов, курсирующих по подвозящим рейсам, требования менее жесткие. Но возникает естественный вопрос: а что с другими видами транспорта?
Маршруткам в новой схеме отводится вспомогательная роль.
«Они будут использоваться там, куда не могут проехать автобусы, и исключительно на подвозящих направлениях. Например, есть отдаленный населенный пункт Камыши-Хвощи. Там достаточно маршрутного такси», - рассказал корреспонденту «НП» Михаил Глушков.
Что касается «многострадальных» троллейбусов, то тут вопрос находится в подвисшем состоянии и зависит от того, какой вариант будет выбран на народном голосовании. В разных вариантах возможно и сохранение троллейбусов и даже введение электробусов, которые работают на электричестве и не нуждаются в проводах.
«При выборе из разных вариантов горожане должны учитывать, что от вида транспорта зависит стоимость проезда. Электробусы - вариант дорогой. Самым дешевым же в эксплуатации является транспорт, работающий на газовом топливе», - говорит Михаил Глушков.
Таким образом, цены на проезд на данный момент остаются той самой неизвестной составляющей, которая пока не позволяет нам, простым обывателям, оценить планируемые нововведения в полной мере. Выглядит все интересно и многообещающе. Главное, чтобы реализация не подвела. Ввести новую модель транспортного движения планируется в течение 2023 года.
Юрий Ильин
«Наша Пенза», № 43, 3 ноября 2021 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024