В сентябре учреждения культуры Пензы и области чествовали 130-летие со дня рождения Александры Петровны Анисимовой, сказочницы и фольклористки. К сожалению, сейчас редкий взрослый, а тем более ребенок сможет назвать хотя бы одну сказку или песню, созданную необыкновенным талантом писательницы.
СКАЗКИ, ПЕНЗА И МАРШАК
Я помню свои впечатления из детства, когда не могла оторваться от Светланы и Смугляны - героинь сказки «Две сестрицы»: поэтичность, близость народному творчеству, естественность переходов от небыли к были. Вместе с мамой мы читали и «Царицу Ледяницу»: «Было в некотором царстве, в очень дальнем государстве, за лесами, за горами, за холодными морями, - там жила-была царица Ледяная Ледяница...» И до сих пор, когда перелистываю страницы, внутри меня происходит какая-то магия - слова хочется медленно пропевать, растягивать как колыбельную, возвращается ощущение детства.
Невероятные узоры из слов составляла сказочница Анисимова. Но многим моим знакомым, прожившим в Пензе всю жизнь, имя писательницы неизвестно. А хочется, чтобы память о ней была увековечена в нашем городе - можно назвать в ее честь улицу, ставить спектакли по ее сказкам, переиздавать книги (в библиотеках можно встретить лишь единичные экземпляры изданий середины прошлого века), чтобы произведения были включены в школьную программу, ведь заслуги Анисимовой перед Пензенской областью были и остаются более чем значительными. Вот пройдет юбилейный год, и в следующий раз только через пять лет вспомнится ее имя в стенах музеев и библиотек...
Пензенская сказочница была хорошо известна самым маститым писателям страны. Илья Григорьевич Эренбург в мемуарах «Люди, годы, жизнь» очень тепло отзывался о знакомстве с писательницей, а в канун 75-летнего юбилея обратился к Александре Петровне: «Разрешите поклониться вам за ваш большой творческий труд, за все, что вы сделали, чтобы сохранить искусство русского народа».
Самуил Яковлевич Маршак ценил выдающийся талант Анисимовой: «Вы рождены сказочницей и останетесь ею до последних дней. У нас не так много людей, которые так глубоко чувствуют сказочный стиль и словарь, как вы».
«КРЕСТНАЯ МАМА»
Будучи одной из первых, кто стоял у истоков областной писательской организации, Александра Петровна проложила дорогу в творчество многим молодым писателям и поэтам. Они благодарили своего доброго наставника, называли «крестной мамой от литературы», «бабушкой пензенских писателей».
Александра Петровна не только писала сказки, стихи, песни, но и серьезно, скрупулезно занималась фольклором, сохранением языковой памяти жителей нашего края.
Особое место в ее творческой деятельности занимают сборники: «Песни и сказки Поимского района» (выпущен в 1948 году), «Песни и сказки Пензенской области» (1953 г.). Кроме этих изданий, Анисимовой принадлежит множество публикаций и статей, посвященных устно-поэтическому творчеству. И можно сказать, что до Александры Петровны так глубоко никто не изучал фольклор Пензенской земли, он нечасто встречался в советских и дореволюционных сборниках.
Широкий интерес к народному творчеству в нашей стране возник в середине 30-х годов.
Тогда изучение фольклора стало одним из важнейших направлений деятельности советской литературы благодаря Максиму Горькому, который буквально «создал» многих авторов. Точнее сказать, молодых, но начинавших «бронзоветь» литераторов из Москвы отправляли бригадами в медвежьи углы Союза вплоть до песков Каракумов и гор Южного Кавказа изучать местные предания.
Примерно с этого же времени Александра Петровна начала записывать услышанные ею загадки, частушки, собирать лучшие образцы фольклора.
СТАРЫЕ НОВЫЕ НАЗВАНИЯ И ЗАГАДКИ
С 1938 года жизнь ее была неразрывно связана с селом Поим, где ею было написано за 15 лет 26 книг.
В 1959 году Александра Петровна выпускает сборник «Народное красное слово», в котором собрала интереснейший материал из загадок, песен, сказок-шуток.
Вошли в сборник и предсказания погоды по народным приметам, народные названия различных тканей и обозначения цветов. И если о холодной погоде по тому, как сворачивается кошка, мы еще знаем, то вряд ли кто сейчас обращает внимание на заходящее солнце - к дождю или ясной погоде положение облаков в этот час. И мало кто вспомнит такие цвета, как тусинный (фиолетовый), кубовый («темно-синий без красноватого оттенка»), жаровый («цвет пылающего огня»), сизый («отливающий то красным, то зеленым, переливчатый»).
Занятно сейчас тоже звучит «муравчатый» узор на ткани (мелкий рисунок в виде листиков), «лапчатый» (рисунок в виде следов лап), хотя и сейчас данный узор популярен, только называется тканью с мелким принтом. Все новое - это хорошо забытое старое (кстати, тоже крылатое выражение с давних времен).
Пословицы и поговорки, которых в сборнике больше сотни, впитали в себя столько народной мудрости, что на любой случай нашлось бы красное словцо: «Ты нам не бай про чужой сарай, разговор-то - про твой забор», «От баловства не далеко и до худого ремесла», «Здоровье не деньги - взаймы не выпросишь», «Красоту сразу видать, а характер не легко узнать», «Скупой глядит, как бы другому не дать, а жадный глядит, как бы и у другого отнять».
Не имеют срока давности и загадки, они всегда интересны детям. В сборник Анисимова включала не только русские загадки, но и фольклор народов, проживающих на территории области: чувашская загадка о месяце на небе («По синему морю золотая уточка плывет»), мордовская загадка о пожаре («Набежал красный старик, все село утащил»), русская загадка о заре («Красная девица в зеркало глядится»).
Много вложила труда Александра Петровна в личное творчество, в собирание фольклора. В своих автобиографических записях Анисимова рассказывала, что ей удалось вспомнить более 2 000 припевок, услышанных когда-то от родственников, соседей, подруг. Изучить, переработать, издать - этот огромный труд оказался под силу маленькой, хрупкой на вид женщине с огромной силой духа внутри.
Екатерина Бурякова
«Наша Пенза», № 45, 10 ноября 2021 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024