Писатель Владимир Ставский погиб на передовой как солдат. Оставив пост генерального секретаря Союза писателей СССР, он первым из признанных литераторов отправился военным корреспондентом на фронт.
РОВЕСНИК ВЕКА
Казалось, ничто не предвещало столь яркой судьбы для обычного пензенского паренька, родившегося в 1900 году, чье имя сегодня носит одна из улиц его родного города.
Детство и юность Владимира Кирпичникова (Ставский - это его псевдоним) прошли на острове Пески. Родители рано ушли из жизни, по этой причине 15-летнему пареньку пришлось оставить учебу в реальном училище и зарабатывать на жизнь собственным трудом. Перед революцией он работал на писчебумажной фабрике купца Сергеева (сегодня АО «Маяк»), а в начале 1918 года вступил добровольцем в Красную армию.
В те годы много было сомневающихся, колеблющихся по отношению к глобальным переменам в стране. Владимир был точно не из них, всецело поддержав революцию и советскую власть, защищая ее до самозабвения и не жалея тех, кто оказывал сопротивление.
Возглавляя Рузаевский отряд по борьбе с контрреволюцией из таких же, как сам, 18-летних сверстников, жестко пресекал недовольство крестьян продразверсткой, принял активное участие в подавлении восстания чехословацкого корпуса в Пензе. Тогда же первый раз был ранен и впоследствии взял себе фамилию погибшего комиссара отряда Ставского.
А дальше прошел разведчиком в особом отделе ВЧК через горнило самых кровопролитных сражений Гражданской войны - от Северного Кавказа до Крыма. Неоднократно бывал в тылу у белых, за что был награжден командованием именными золотыми часами, которые сдал в помощь голодающим.
ГОДЫ «ВЕЛИКОГО ПЕРЕЛОМА»
Многие участники Гражданской войны (причем с обеих противоборствующих сторон - «красной» и «белой») стали журналистами и писателями. Среди них был и Ставский. Известность ему приносят сборник очерков «Прошли» и повести «Станица» и «Разбег», посвященные коллективизации в самых непростых казачьих районах Дона и Кубани. Эти же процессы нашли отражение и в творчестве Михаила Шолохова, с которым Владимир Петрович был на ты, впрочем, как и со многими другими известными писателями.
Столь же решительно и бескомпромиссно, как в годы Гражданской войны, «махал шашкой» Владимир Петрович и на поприще литературного функционера, когда после смерти Максима Горького в 1937 году возглавил Союз писателей СССР. По этой причине у либеральных критиков его имя до сих пор вызывает зубовный скрежет.
Да, Ставский действительно публично критиковал многих писателей, по его мнению, врагов советской власти, призывая «привлечь их к ответственности», в частности Мандельштама, назвав его стихи «похабными и клеветническими». Но в то время зубодробительная критика в творческой среде (и не только) была в порядке вещей. Самого Владимира Петровича, к примеру, довольно жестко «полоскали» Ильф и Петров, авторы культовых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». И ничего, никто их за это не преследовал. При этом были арестованы и казнены, казалось бы, самые убежденные литераторы-сталинцы, близкие Ставскому. В годы «великого перелома» перемалывались судьбы не только писателей - миллионов людей!
ПО ГОРЯЧИМ ТОЧКАМ
А вот чего было не отнять у генерального секретаря Союза писателей СССР, так это стремления всегда быть на острие самых важных и грозных событий. Пройдя все горячие точки того времени, он ничего не писал с чужих слов. Только то, что видел и слышал сам.
Когда летом 1939 года начались военные действия против японских милитаристов на реке Халхин-Гол в Монголии, «литературный генерал» без раздумий отправляется в зону конфликта на должность рядового военкора фронтовой газеты «Героическая краснознаменная». Легендарный маршал Георгий Жуков, на тот момент командовавший армейской группой войск на Халхин-Голе, уже на склоне лет в своих мемуарах «Воспоминания и размышления» писал: «Особенно хочется сказать о Владимире Ставском. Прекрасный литератор, пропагандист, он жил с солдатами одной жизнью».
Там же, в Монголии, Владимир Петрович на правах старшего товарища помогал освоиться в боевых условиях поэту Константину Симонову, вывел его из-под бомбежки на переправе через реку Халхин-Гол, а потом спас от минометного огня.
С началом финской войны Ставский - снова в гуще событий на полях сражений, где получил тяжелое ранение.
СТРОКИ, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ
24 июня 1941 года вышел известный приказ Главного военно-политического управления, согласно которому все писатели Советского Союза, в числе которых - Горбатов, Твардовский, Кожевников, Симонов, Матусовский и многие другие, призывались на должности военных корреспондентов во фронтовые газеты. Армия лучших перьев страны только выходила на борьбу с фашистами, а Ставский уже отправлял в «Правду» первые репортажи с передовой. Сразу после начала войны он, оставив должности генерального секретаря Союза писателей СССР и главного редактора журнала «Новый мир», отправился на фронт специальным военным корреспондентом газеты «Правда».
В предвоенные годы Ставский стал единственным писателем, награжденным тремя боевыми наградами (два ордена Боевого Красного Знамени и один боевой орден от монгольского командования). А за два года Великой Отечественной войны руководитель Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета и один из ведущих журналистов «Правды» получил больше ран, чем когда был разведчиком в годы Гражданской…
По-другому не мог. Как он полагал, не имел морального права писать о тех, с кем не ходил в атаку и не мерз в окопах. Именно Владимир Петрович первым рассказал о победе Красной армии на Ельнинском направлении, о подвиге героев-панфиловцев на Волоколамском шоссе. Всего за второе полугодие 1941 года в «Правде» было опубликовано около 50 его очерков и вышло несколько сборников рассказов о войне.
Летом 1943 года писатель начал собирать материал для новой книги - о женщинах на войне, теме, новой для него. С этой целью он прибыл на Псковщину в роту девушек - снайперов 3-й ударной армии и за четыре месяца стал для них невероятно близким человеком, этаким дядькой, с которым можно было поговорить по душам, поплакаться. Девчонки читали ему письма от своих парней, советовались, как лучше написать ответ. А генеральный секретарь Союза писателей поддерживал их как мог, рубил им дрова, рассказывал, как варили кулеш казаки на Кубани, и играл на гармони.
Это на досуге. Большую же часть времени бывший разведчик переносил с девчатами все тяготы армейской жизни на передовой. Однажды он перевязал и вынес с поля боя раненую девушку. А в роковой для себя день сам «переквалифицировался» в снайпера.
«Когда замаскировались, - вспоминала снайпер Клавдия Иванова, - Владимир Петрович попросил у меня винтовку. Терпеливо ждал, выслеживал противника. И как только один вражеский солдат на мгновение приподнялся над бруствером окопа, выстрелил. Оккупант был уничтожен. Уже возвращаясь, Ставский решил посмотреть на подбитый фашистский танк «Тигр», неподвижной громадой застывший на нейтральной полосе, метрах в 50-60 от нашего переднего края. Приблизился. И тут вдруг раздалась автоматная очередь. Стрелял притаившийся за танком гитлеровец. Так оборвалась жизнь хорошего человека, писателя».
Это произошло 14 ноября 1943 года под городом Невелем, у деревни Турки-Перевоз.
Похоронили Владимира Петровича в городе Великие Луки, на площади перед Домом Советов. В местном музее хранится коричневый блокнот писателя с надписью «Депутат Верховного Совета СССР», в котором две - пулевые пробоины. Таковы последняя «запись» в нем и ответ его недоброжелателям.
Валерий Николаев
«Наша Пенза», № 25, 21 июня 2023 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024