«Только юмор и смех спасают от тяжелых дум! А если человек еще и над собой умеет смеяться, так ему вообще ничего не страшно», - убежден дед Силантий, в роли которого вот уже много лет в рубрике «Мимоходом» в утренней программе «Проснись и пой» на 11 канале выступает Сергей Аленкин. Проект поистине уникальный: что бы ни происходило в экономике и политике, пензенцы неизменно получают новую порцию шуток, заряжающих энергией на новый день.
- Сергей, какие перемены произошли в рубрике в последнее время?
- Мы стали делать более целенаправленные сюжеты - к конкретным праздникам или предстоящим событиям. Создается ощущение, что ролик был отснят накануне. Мне это напоминает «Новогодние огоньки», которые снимают заранее - в октябре, ноябре, - а показывают в ночь с 31-го на 1-е.
Например, дед опаздывает на работу и ищет шляпу, а внучка говорит: «Ты уже четвертый раз на этой неделе опаздываешь. Что это значит?» - «Это значит, что сегодня четверг!» В четверг этот сюжет и выходит в эфир - здорово! В общем, мы стали еще ближе к зрителям.
- Близок ли вам интеллектуальный юмор?
- Да, мне очень нравится качественный текстовой интеллектуальный юмор, и поэтому мой кумир - Остап Бендер! Я никогда не смеюсь над тем, как кому-то отвесили пинка, обсыпали мукой или залепили в лицо тортом. А вот, допустим, простая игра Надюхи и Василия из фильма «Любовь и голуби» с их сибирским диалектом привлекает и городских, и деревенских зрителей, потому что, как ни крути, многие видят в них себя.
- Такие комедианты, как Михаил Жванецкий и Аркадий Райкин, были известны благодаря сатире на окружающую действительность. Почему сегодня такой юмор уже не принимается?
- Я бы так не сказал. У нас в «Мимоходом» за последнее время прошло очень много сюжетов на социальную тему (и пандемия, и про чиновников, и про школьные поборы, и про футбол). Я даже боялся, что редактура не пропустит такое остренькое. Но все обошлось. А люди даже при встрече благодарили меня потом за шутки на злободневные темы.
- Есть ли у вас какая-то грань юмора, личная внутренняя цензура?
- Конечно, есть. Все-таки наши зрители - это люди старше 30-35 лет, поэтому мы стараемся шутить доступным языком, убирая молодежный сленг и прочий новояз. Да, мы с Кариной подкалываем друг друга, но не обижаем грубо, просто показываем людей разных поколений, которые обожают учить друг друга жизни.
- Как вы считаете, юмору вообще нужна цензура? Например, ограничение на мат или темы, которые могут обидеть некоторых людей?
- У меня много знакомых из деревни, которые разговаривают матом, но делают это так интеллигентно, что я даже определенное удовольствие от прослушивания получаю. И совсем другое дело, когда молодежь матерится на всю улицу: агрессивно, грубо, безыдейно. Конечно, они просто подражают неким своим лидерам, но хочется им рот с мылом вымыть.
В сюжетах на телевидении мы, конечно, обходимся без крепкого словца - в великом и могучем языке всегда можно подобрать хлесткие заковыристые звучные синонимы, главное - не лениться. И, разумеется, не берем в сюжеты религиозные, интимные темы, а также соблюдаем толерантность к разным национальностям.
- Смотрите ли вы стендап-шоу? Что думаете про программу «Игра», которая стала современной ответочкой КВН?
- Стендаперов я иногда посматриваю, чтобы быть в курсе. Последнее время мне «зашел» Алексей Щербаков - нравятся простые шутники: несет какую-то нелепицу, но при этом реально смешно, да и парень харизматичный. Наверное, потому, что из деревни.
А вот от «Игры» я ожидал большего. Очень тяжело болеть за какую-то одну команду, почти в каждой из них у меня есть знакомые. Лучше ли это, чем КВН? Не знаю, время покажет. Думаю, никакие миллионы не спасут юмор, если он будет отсутствовать в принципе.
- Чем был хорош «Воскресник», который многие зрители 11 канала вспоминают с теплотой?
- О, это была прекрасная эпоха! Тут вам и пародии, и сериалы, и ток-шоу, и всевозможные озвучки, и анекдоты, и народные традиции и приметы, и прогнозы погоды, и гороскопы - все пролетало за полчаса на одном дыхании! Была у нас единая команда, были свежие мысли, верные друзья и никакого меркантильного интереса.
Безвозвратно с этой программой ушли люди, с которыми мы терлись бок о бок на съемочной площадке: актеры Александр Кузнецов, Дмитрий Артамошкин, Эдуард Овчинников, Олег Кирсанов, режиссер Светлана Белая… Ну а в «Мимоходом» однозначно перекочевал позитивный настрой!
Ксения Ивановская
Фото из личного архива Сергея Аленкина.
«Пенза плюс ТВ», № 43, 26 октября 2021 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024