Отдать чадо в элитную школу. Любой ценой! Вот цель, которую ставят перед собой сегодня многие родители. Но пойдут ли эти усилия во благо самому ребенку?
НЕПРОСТАЯ ШКОЛА
- Это какое-то сумасшествие! - жалуется подруга. - Я несколько недель на таблетках и почти не сплю. В чем дело? Устраиваю Антона в первый класс!
Лена очень ответственная мама. Полгода водит сына на специальные курсы в одну из пензенских гимназий. Потому что уверена: она обязана дать ребенку самое лучшее.
- Я хочу, чтобы ребенок добился чего-то в жизни. И фундамент надо закладывать уже сейчас, - объясняет она. - Рассчитываю, что впоследствии мой сын поступит в МГУ. А дорога туда начинается явно не в простой школе.
Эта семья из разряда благополучных, в том числе в материальном плане. Лена рассказывает о том, что в их кругу есть родители, которые буквально положили себя на алтарь успехов ребенка. Это мамы, которые водят детей на две-три тренировки в день, а потом вместе учат уроки.
Впрочем, дело вовсе не в достатке семьи. Есть примеры, когда родители с более чем скромными доходами ставили целью вывести ребенка «в люди». Сегодня их выросшие дети - первоклассные спортсмены, играют за столичные футбольные клубы и получают несколько сотен тысяч рублей в месяц.
ИГРЫ ПОБОКУ
- Нужно вовремя лишить ребенка всяких «дуростей», - считает Лена. - Катать машинки можно бесконечно, но какой от этого толк? С воспитанием старшего сына я ошиблась: когда начала водить его на футбол, он закатывал истерики: «Не хочу! Не буду!» И я это дело бросила. А теперь он, 16-летний, мне выговаривает: «Почему не настояла? У меня же в голове ветер был».
В общем, с младшим повторения этой истории я не допущу.
Антон ходит в бассейн, в художественную школу и школу раннего развития при элитном учебном заведении. Сейчас задача номер один - попасть в списки первоклассников гимназии. Так как школа входит в неофициальный рейтинг «избранных», это будет непросто.
Уже несколько месяцев назад родители поняли, что для половины детей, которые учатся в школе раннего развития, первый звонок прозвенит не здесь. Просто потому, что учреждение не может принять всех желающих. Налицо новая тенденция: выбор места обучения первоклашек для некоторых родителей - такое же ответственное занятие, как выбор вуза.
ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ
- С каждым годом количество желающих поступить к нам в первый класс возрастает, - подтверждает замдиректора лицея современных технологий управления №2 города Пензы Алла Степанова. - Однако мы связываем это не с престижностью, а с причинами более прозаическими. Наша школа находится в центре города, и рядом много новостроек.
- Впрочем, - соглашается Алла Сергеевна, - на самом деле для родителей статус учебного заведения значит много. Они считают, что в школах и гимназиях более сложная программа, более квалифицированные педагоги, строгий порядок и дисциплина. Это верно, но только отчасти. В нашем городе есть немало обычных школ, в которых качество обучения не ниже, чем в «элитных» учебных заведениях. Просто родители об этом не знают.
К примеру, в прошлом году в один из девятых классов лицея пришли восемь новых учеников. Адаптировались быстро, и мы увидели, что знания у них ничуть не хуже, чем у тех лицеистов, которые учатся здесь с первого класса.
Так что таланты и способности ребенка в дальнейшем становлении его личности значат не меньше, чем статус учебного заведения. А, скорее всего, и больше. Вспомним знаменитых самоучек - Михаила Ломоносова или Ивана Кулибина...
ДАТЬ РЕБЕНКУ САМОЕ ЛУЧШЕЕ
В процессе подготовки материала мы поговорили с мамами десяти первоклашек. Все они уверены в том, что заботиться о будущем ребенка надо уже сейчас. Только каждая вкладывает в это свой смысл.
Для кого-то «лучшее» означает с ранних лет приучить к дисциплине и порядку, для кого-то - привить любовь к обучению. Еще вариант - не лишать ребенка детства, то есть ни в коем случае не «пичкать» кружками и факультативами. Или такое мнение: главное, чтобы школа была рядом с домом и ребенок мог ходить туда без сопровождающих. То есть с малых лет был ответственным и самостоятельным.
- Для моей Алены мы выбирали даже не школу, а учительницу, - говорит Ксения Миронова. - Хотелось, чтобы она была с девочкой доброй, как мама, иначе дочка станет замкнутой и потеряет интерес к школе. Да и вообще от преподавателя многое зависит. По себе помню: весь наш класс влюбился в математику в пятом классе - из-за педагога. И многие пошли по этому профилю - стали экономистами, бухгалтерами, банковскими работниками.
Говорят, какую цель ставишь, такую и достигаешь. Хорошо, когда понятие «лучшее» у родителей и их детей совпадает. Тогда помимо успеха у ребенка будет и счастье.
Ирина Балашова
«Пензенская правда», № 30, 24 апреля 2012 г.
Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ», © 2011—2024